В рамках реализации программы развития «Приоритет 2030» в СибГМУ была создана научно-образовательная лаборатория развития образования. Ее цель — разработка и тиражирование новых моделей медицинского и фармацевтического образования. Почти за год обучение по программам лаборатории прошли более 65% преподавателей.
Образовательные программы лаборатории, направлены на совершенствование педагогических и надпрофессиональных компетенций и объединяют опыт преподавателей СибГМУ и Томского педагогического университета.
«Любой университет начинается прежде всего с преподавателей. От того, насколько квалифицированные кадры работают в образовательной организации, зависит его стратегическое развитие и конкурентное преимущество. Работа по комплексному развитию потенциала преподавателей — одно из важнейших направлений для СибГМУ. В современных условиях преподавателю уже недостаточно просто хорошо знать свой предмет, необходимо на высоком уровне владеть цифровыми, педагогическими и научно-исследовательскими компетенциями, демонстрировать сформированность гибких навыков», — рассказала руководитель лаборатории развития образования СибГМУ Лариса Смышляева.
В основу курсов легли результаты уникальных научных исследований, направленных на выявление педагогических дефицитов преподавателей медицинских университетов России. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Трансформация медицинского и фармацевтического образования». Курсы будут введены в программы ординатуры с 2023 года в качестве обязательных модулей.
На сегодняшний день коллективом лаборатории разработаны курсы «Коммуникация в профессиональной деятельности врача», «Медицинская педагогика в профессиональной деятельности», «Педагог высшего медицинского и фармацевтического образования», а также консолидированный курс «Педагогика высшего медицинского и фармацевтического образования».
В ходе обучения рассматриваются такие вопросы, как медицина как образовательное пространство, врач как педагог для пациента, образовательные ситуации и этические дилеммы в работе врача, особенности коммуникации врачебного приема, принципы и способы выстраивания врачом эффективной коммуникации с пациентом, сложные ситуации в коммуникации врача, сообщение плохих новостей в коммуникациях врача и пациента, врачебное консультирование пациентов в нестандартных ситуация и другие.
«Материал курсов полезен для слушателей как с точки зрения ведения практической врачебной деятельности, так и в процессе преподавания в медицинском университете. В программах отражена роль педагога высшего медицинского образования в формировании личности врача, принципов пациентоориентированности, а также разобраны такие важные вопросы как взаимодействие врача и пациента и роль врача как педагога для своего пациента. Полученные знания позволят практикующему специалисту подобрать наиболее подходящую модель общения к каждому человеку, чтобы выстроить доверительные отношения, которые влияют на то, как пациент выполняет рекомендации врача. Материал курсов легко воспринимается. Для тех, кто хочет углубить свои знания, представлены методические материалы и ссылки на дополнительные ресурсы», — поделилась впечатлениями декан лечебного факультета СибГМУ Инесса Якимович.
Также коллективом лаборатории разработаны курсы «Пациент-ориентированность как основание современной медицины» и «Профилактика эмоционального выгорания». Они позволяют сотрудникам преподавателям и практикующим врачам быть в курсе глубинных трансформационных процессов, которые происходят в современном здравоохранении, а также иметь возможность поддержания собственного профессионального благополучия.
Записаться на курсы можно через платформу ДПО СибГМУ. Набор будет осуществляться в ноябре и декабре этого года.