Одним из победителей конкурса СибГМУ «Человек года-2022» в номинации «Преподаватель года» стала кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии с курсом эндокринологии, доцент кафедры факультетской терапии с курсом клинической фармакологии Оксана Олейник.
Оксана Алексеевна родилась и окончила школу в городе Братске Иркутской области. В школьные года всегда училась на 4 и 5, была активисткой различных общественных организаций, закончила музыкальную школу.
Интерес к медицинской деятельности вырос из интересов к химии и биологии: Оксана Олейник была под впечатлением от телевизионного многосерийного фильма по роману Вениамина Каверина «Открытая книга» об ученых-микробиологах. Также на выбор будущей профессии повлияли эпизоды общения с докторами в качестве пациентки и работа во время школьных каникул в качестве младшего медицинского персонала в районной больнице.
– Оксана Алексеевна, расскажите, почему выбрали поступать в СибГМУ и специальность «Педиатрия»?
– На самом деле я поступала в Красноярскую медицинскую академию на лечебный факультет, но не прошла по конкурсу. Мной было принято решение попробовать поступить через год и рассмотреть Томский медицинский институт (ныне СибГМУ), потому что он был территориально ближе к месту проживания.
Когда я впервые приехала в Томск, то была покорена исторической и архитектурной красотой города, а также вниманием, интеллигентностью и доброжелательностью приемной комиссии, где мне посоветовали поступить на педиатрический факультет.
Ближе к шестому курсу в эндокринологию меня влюбила мой научный руководитель, к сожалению, рано ушедшая от нас, доктор медицинских наук, профессор Елена Борисовна Кравец, которая помогла сделать первые шаги в науке. Елена Борисовна была очень мудрым и заботливым наставником.
– Как Вы считаете, какие особенности есть у специальностей «Педиатрия» и «Эндокринология»?
– Ключевой особенностью специальности «Педиатрия» можно назвать то, что маленькие пациенты, как правило, немногословны и далеко не всегда могут сформулировать даже свои жалобы, поэтому надо обладать хорошими знаниями, быть внимательным к нюансам, иногда даже прислушиваться к своей врачебной интуиции для правильной постановки диагноза и принятия обоснованного решения по вариантам лечения.
С другой стороны, дети — это всегда позитив и неограниченные возможности сопротивления болезни и способностей компенсации детского организма. Педиатрия — это огромная ответственность, потому что дети более беззащитные создания, чем взрослые. Стоит отметить, что педиатр — это всегда немного психолог и педагог, которому необходимо найти контакт не только с разными детьми, но еще и с родителями.
Что касаемо эндокринологии, то это очень интересная, непростая и стремительно развивающаяся область медицины, базирующаяся на хороших знаниях физиологии и патофизиологии.
Эндокринная система регулирует все ключевые жизненные процессы в различные возрастные периоды жизни человека. В этой дисциплине сочетаются как яркие клинические проявления заболевания (делающие диагноз очевидным с первого взгляда на человека), так и необходимость определять и грамотно оценивать большое количество гормональных и метаболических параметров, измеряемых в различных биологических жидкостях. В прошлом веке эндокринолог считался «специалистом по редким болезням», а сегодня, например, высокая распространенность сахарного диабета или ожирения обуславливает то, что знания эндокринологии необходимы и актуальны любому специалисту для выбора наиболее оптимального пути лечения даже самых сложных пациентов.
– Поговорим о профессиональной деятельности. Расскажите подробнее про свою работу?
– Педиатрия действительно предоставила мне возможность получить 2 специальности — врач-эндокринолог и детский эндокринолог. Сейчас я доцент кафедры педиатрии с курсом эндокринологии и доцент кафедры факультетской терапии с курсом клинической фармакологии.
Я преподаю студентам старших курсом, врачам-ординаторам, а также читаю лекции и провожу практические занятия с врачами, обучающимися на факультете последипломного образования. Лечебную работу реализую как врач в детской клинике СибГМУ и на амбулаторном приеме.
Еще одна сфера деятельность — эксперт Центра клинических исследований, врач-исследователь большого количества протоколов по оценке эффективности и безопасности новых лекарственных средств, протоколов апробации новых методов диагностики, лечения и реабилитации.
Возможность заниматься исследовательской работой позволяет быть в курсе самых новых и эффективных разработок в фармакологии, терапии, педиатрии и эндокринологии.
– Поговорим о лекциях. Расскажите, пожалуйста, какие методы преподавания используете в работе со студентами?
– Как преподаватель я глубоко убеждена, что в высшей школе самостоятельно добытые знания повышают шансы их хорошего усвоения, поэтому стараюсь воспитывать в своих студентах стремление больше читать и анализировать, развивать клиническое мышление, решать клинические ситуационные задачи, работать с медицинской документацией, развивать коммуникативные и практические навыки.
Современные реалии внедрения цифровых технологий, помощников принятия решения врача — это все облегчает и ускоряет врачебную деятельность, но крайне важно достойно нести ответственность за принятое решение.
– Насколько вам нравится работать со студентами?
– Я занимаюсь клиническими дисциплинами и всегда рада делиться знаниями и особенно благодарна тем студентам, которые активно интересуются предметом, стараются читать дополнительную литературу, много времени проводят у постели пациентов вовремя курации, «дотошно» разбираются с амбулаторными картами, не стесняются задавать вопросы.
Замечательно, когда в процессе семинарского или практического занятия возникает продуктивная дискуссия на обсуждаемую тему и происходит совершенно замечательный профессиональный и энергетический обмен, который идет на пользу самим студентам и позволяет преподавателю посмотреть на проблему с какой-то новой стороны.
– На ваш взгляд, современные студенты, они какие? Как бы вы их охарактеризовали?
– Современные студенты очень разные, может быть иногда более продвинутые в IT-технологиях, может быть где-то более меркантильные, но хочется верить, что тех, кто искренне хочет остаться в профессии и понимает, что это большая и тяжелая работа, минует участь профессионального выгорания и у наших будущих внуков будет возможность лечиться у хороших докторов.
– Какие самые яркие воспоминания, связанные с медицинской деятельностью?
– В первую очередь в памяти остаются пациенты, которым ты реально помог и собственные достижения: например, защита диссертации, которая была уже достаточно давно, но имела очень важное значение для дальнейшего профессионального пути. Также к ярким воспоминаниям относятся выступления на престижных научных мероприятиях, на которых можно получить оценки со стороны экспертов своей специальности и узнать новую информацию, участие курируемой тобой команды студентов во Всероссийских олимпиадах с международным участием по педиатрии и их победы, а также это — коллеги по работе, которых объединяет «чувство плеча» и дух авантюризма.
– При таком объеме работы, есть ли у Вас свободное время?
– Со свободным временем крайне сложно, но я очень люблю путешествовать, хотя бы выезжать из города, проводить время с семьей и друзьями, ходить в театр или позволить себе насладиться хорошей книгой или фильмом.
– Оксана Алексеевна, какой совет Вы можете дать студентам?
– Врачи — это вечные студенты, которые учатся всю жизнь, поэтому постарайтесь приобрести как можно больший объем базовых университетских знаний, а в дальнейшем принимать такие клинические решения, которые не навредят пациентам.
Не даром девизом кафедры педиатрии с курсом эндокринологии являются слова Луи Пастера — «Только подготовленный ум может рассчитывать на удачу…!».