Пять медицинских вузов России подписали соглашения с АНО «Россия – страна возможностей» о создании отраслевого сообщества «Консорциума медицинских вузов» в рамках проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях». Соглашение было подписано в рамках Всероссийского форума «Медицинские университеты в Приоритете 2030», который проходит в Томске
Консорциум объединил пять университетов Министерства здравоохранения Российской Федерации: «Сибирский государственный медицинский университет» (СибГМУ), «Тюменский государственный медицинский университет» (Тюменский ГМУ), «Приволжский исследовательский медицинский университет» (ПИМУ), «Башкирский государственный медицинский университет» (БГМУ) и «Кубанский государственный медицинский университет» (КубГМУ), которые при поддержке АНО «Россия – страна возможностей» заключили соглашение, направленное на формирование универсальных компетенций и развитие гибких навыков у студентов-медиков.
«С каждым из участников консорциума мы работаем индивидуально. Например, с Уральским государственным медицинским университетом разработали профили надпрофессиональных компетенций для педагогов и студентов медицинских вузов. Но но такой подход не дает взглянуть на всю картину целиком. И как раз консорциум позволит сделать так, чтобы каждый университет понимал, насколько эффективно именно у него происходит развитие по отношению к другим вузам, сможет обмениваться эффективно-образовательными моделями, программами, развивать направления подготовки внутри университета, совершенствовать навыки педагогов. Для президентской платформы это даст возможность собирать, например, целевые группы для обучения педагогов медицинских вузов, готовить тестовые задания, формировать специализированные образовательные продукты, направленные непосредственно на медицинские университеты. Считаю, что консорциум – это взаимообогащающее сотрудничество, которое принесет пользу и университетам, и нашей платформе», – подчеркнул заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля.
По мнению Дмитрия Гужели, медицинские университеты являются теми вузами, которые в наибольшей степени заинтересованы в развитии надпрофессиональных компетенций своих студентов: «В отличие от многих высших учебных учреждений система образовательного процесса в медицинских вузах построена таким образом, что профиль надпрофессиональных компетенцией у студентов от первого к выпускному курсу не только сохраняется, но еще и нарастает. Этому способствует большой объем практической деятельности, связанный с развитием «гибких навыков» – коммуникации с пациентами, принятие ответственных решений. На сегодняшний день медицинские университеты являются лидерами по развитию надпрофессиональных компетенций. Не случайно, именно из врачей получаются отличные управленцы».
Предполагается, что в рамках Консорциума для достижения поставленных целей его участники осуществляют взаимодействие и оказывают друг другу всестороннюю поддержку по самым разным направлениям – от содействия в формировании и развитии универсальных компетенций обучающихся, проведения совместных образовательных и научных мероприятий и обмена студентами и преподавателями в рамках программ академической мобильности до проведения совместных научных исследований в области оценки, формирования и развития универсальных компетенций, участия в конкурсах и согласованного информационного взаимодействия.
«В рамках новой образовательной модели, которую СибГМУ запустил в 2023 году, особое внимание уделено развитию у обучающихся “soft skills” (гибких навыков). Сегодня с дефицитом этих навыков связаны ключевые “разрывы” в медицинском образовании. Кроме того, формирование надпрофессиональных компетенций позволит студентам-медикам в дальнейшем выстраивать карьеру не только в рамках врачебной практики, но и в педагогической и административной деятельности. Совместная стратегия медвузов благодаря консорциуму поможет оптимизировать диагностику и развитие гибких навыков обучающихся», — отметил ректор СибГМУ Евгений Куликов.
Проект позволяет студентам пройти бесплатную диагностику надпрофессиональных компетенций (soft skills) и понять, что нужно «прокачать» уже сейчас, как сформировать карьерные и профессиональные цели. Это даёт возможность студентам развить управленческие, коммуникативные и деловые компетенции и в перспективе рассчитывать на перспективную и интересную работу.
Соглашение заключено в рамках проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях», который АНО «Россия – страна возможностей» реализует совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам наблюдательного совета АНО «Россия – страна возможностей» 26 марта 2021 г. (от 30 апреля 2021 г. № Пр-716). В рамках этого проекта в образовательных организациях высшего образования разворачивается система диагностики и развития универсальных компетенций, которая позволяет строить аналитические модели по уровням сформированности компетенций в привязке к специальностям и направлениям подготовки.
Накануне подписания соглашения на площадке СибГМУ состоялась стратегическая сессия руководителей Центров компетенций медицинских и фармацевтических вузов, где модератором выступил руководитель направления по реализации проекта «Центры компетенций» Игорь Жуковский. В формате обмена мнениями собравшиеся обсудили ряд вопросов по реализации проекта Центров на базе вузов. Так в качестве ключевых направлений, по которым могут взаимодействовать центры компетенций, помимо образовательной деятельности и сотрудничества в рамках проектов выделили научно-исследовательское взаимодействие и сотрудничество в области грантовой поддержки. Также в ходе обсуждения были затронуты темы дополнительных возможностей, предусмотренных для выпускников, получивших паспорт компетенций и специфики развития амбассадоров в вузе – их статуса возможности проведения совместной школы.
«По результатам анализа уровня сформированности компетенций по общероссийскому классификатору специальностей по образованию заметна тенденция выделения студентов, обучающихся по медицинским специальностям, в группу с наиболее высоко сформированными компетенциями. Это может быть объяснено моделью организации образовательного процесса у студентов-медиков, предполагающую высочайшую ответственность студента, командные и групповые формы работы. Кроме того, общие высокие требования к поступлению на медицинские специальности позволяют предполагать, что студенты-медики в целом значительно отличаются и по своим профилям универсальных компетенций от среднестатистических студентов других специальностей и направлений подготовки. Компетенции «планирование», «партнерство», «пассивный словарный запас», «клиентоориентированность», «ориентация на результат» и «стрессоустойчивость» относятся к группе наиболее проявленных у студентов-медиков», – рассказал руководитель направления по реализации проекта «Центры компетенций» Игорь Жуковский.
Игорь Жуковский также напомнил, что в мае этого года по итогам заседания Экспертного совета по предложению заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Татьяны Семеновой было принято решение о включении в проект всех подведомственных 46 образовательных организаций высшего образования, что будет реализовано до конца 2023 года.