В мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре СибГМУ появился тренажер для отработки навыков общения врача с пациентом. Освоение коммуникативного навыка с использованием робота-пациента войдет в программу обучения студентов, ординаторов и врачей в университете.
Постановка верного диагноза напрямую связана с эффективной коммуникацией врача с пациентом. В процессе общения специалист может более точно собрать жалобы, анамнез, что повышает результативность диагностики заболевания и позволяет выстроить доверительные отношения с пациентом, чтобы выработать правильную общую тактику лечения и при необходимости успокоить его.
«Клиническая коммуникация является одной из важнейших составляющих пациент-ориентированного подхода в медицине. Правильное ведение диалога с пациентом позволяет врачу перейти от простого сбора анамнеза к результативному терапевтическому взаимодействию. Коммуникационная компетентность — неотъемлемая часть клинической компетентности», — рассказал проректор по учебной работе СибГМУ Александр Окороков.
Традиционно для отработки коммуникативных навыков в медицине использовали стандартизированных пациентов — специально обученных людей, которые “играли роль” пациентов. Главный минус этого метода — необъективность полученных результатов, так как человек устает, скучает и каждый раз “играет” по-разному. Робот же способен одинаково воспроизводить сценарий бесконечное количество раз.
Компьютерный симулированный пациент ведёт диалог по заданному клиническому сценарию и оценивает правильность последовательности и уместность задаваемых врачом вопросов, манеру и темп речи, способность к эмпатийному слушанию. По завершению приема подводит итоги его эффективности. Полученные результаты и история болезни отправляются преподавателю, который изучает действия студента и выставляет итоговую оценку. Помимо уже имеющихся сценариев, пользователи могут самостоятельно создавать собственные сценарии на любые клинические темы.
Управление роботом производится с сенсорного экрана. На груди у него расположена камера, которая идентифицирует собеседника, распознает его эмоции, учитывая которые робот-пациент дает обратную реакцию.
Подобные тренажеры позволяют максимально приблизить процесс обучения к реальной клинической практике, при этом давая обучающимся возможность проработать ошибки.