На базе кафедры нормальной физиологии СибГМУ создана научно-образовательная лаборатория когнитивной нейрофизиологии психосоматических отношений. Работа лаборатории направлена на изучение фундаментальных механизмов работы мозга и когнитивных функций в условиях информационных нагрузок и создание прорывных разработок в этой области. Проекты ученых реализуются в рамках стратегического проекта «Прецизионная медицина» программы развития «Приоритет 2030».
Лаборатория когнитивной нейрофизиологии психосоматических отношений стала одной из четырех лабораторий, созданных по результатам конкурса «SibMed.Lab», инициированного СибГМУ в рамках программы развития «Приоритет 2030».
«Открытие новых лабораторий для нашего университета является хорошей возможностью вовлечь талантливых студентов, заинтересованных в реализации своего исследовательского потенциала, в научную жизнь университета, в решение приоритетных задач медицинской отрасли и позволит достичь синергетического эффекта при получении результатов по приоритетным исследовательским направлениям в рамках реализуемых стратегических проектов», — прокомментировал ректор СибГМУ Евгений Куликов.
Работа лаборатории когнитивной нейрофизиологии психосоматических отношений направлена на изучение фундаментальных механизмов работы мозга и когнитивных функций в условиях информационных нагрузок.
Информационная перегрузка или синдром информационной усталости возникает в тех случаях, когда в мозг поступает слишком много информации, которую он не успевает обработать. Информация перегружает мозг, что влияет на качество жизни и эмоциональное состояние. Человек замечает у себя снижение аналитических способностей, неспособность критически мыслить, испытывает трудности в принятии решений, частую смену настроения, заторможенность, тревогу, бессонницу.
Приоритетное направление лаборатории — изучение персонализированных стратегий адаптации к информационным нагрузкам у участников образовательного процесса для сохранения когнитивного здоровья. В рамках проекта сотрудники лаборатории оценивают показатели ментального здоровья у студентов и преподавателей. На основе полученных результатов ученые смогут формировать индивидуальные траектории повышения устойчивости к информационным нагрузкам в образовательном процессе. Особую ценность направлению придает одновременное проведение исследований в эксперименте на лабораторных животных. В ходе него будут выявлены особенности поведенческого, эмоционального и соматического статуса экспериментальных животных в ответ на информационную нагрузку, будет показано как фенотип эмоционально-стрессовой реакции животных коррелирует с выработкой модуляторов нейропластичности.
«В научном сообществе нет единого представления о том, что собой представляет информационная перегрузка. Не сформированы рекомендации по повышению устойчивости обучающихся к информационным нагрузкам, профилактике и коррекции когнитивного здоровья. Своевременным является повышение осведомленности лиц молодого и среднего возраста о факторах риска для формирования личной ответственности за сохранение своего ментального здоровья в условиях информационной нагрузки при обучении», — рассказала руководитель лаборатории, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой нормальной физиологии СибГМУ Юлия Колобовникова.
Лаборатория оснащена приборами для проведения высокоточных неинвазивных методов исследования, основанных на визуализации активности головного мозга. Комплекс оборудования позволяет в образовательном процессе охватить все разделы нормальной физиологии, в особенности изучающие физиологию центральной нервной системы и высшей нервной деятельности, физиологию стресса и адаптации.
На базе лаборатории под руководством сотрудников кафедры нормальной физиологии выполняются научные проектные и выпускные квалификационные работы, проводятся научно-образовательные семинары и заседания студенческого научного кружка кафедры, а также мастер-классы и научные школы по отдельным разделам когнитивной нейрофизиологии. С привлечением приборной базы лаборатории на этапе разработки находятся программы ДПО для специалистов медицинской и немедицинской сфер деятельности.
Фото: Студенческий медиацентр СибГМУ