Представители ведущих медвузов России поговорили о том, какие амбициями сегодня обладают медвузы и каковы их возможности для реализации своих стратегий. Дискуссия состоялась в ходе круглого стола Всероссийской конференции СибГМУ «Медицинские университеты в Приоритете 2030».
Российская медико-фармацевтическая отрасль ставит перед медвузами страны все новые глобальные вызовы, в ответ на которые высшей школе приходится трансформировать подходы в образовательной деятельности. По словам экспертов, до сих пор не существовало единого подхода к развитию медицинских университетов в ответ на эти вызовы. В связи с этим возникают “разрывы” в медобразовании: университетам не всегда удается оперативно переориентироваться на новые модели.
«Несмотря на имеющуюся проблематику, каждый университет успешно справляется с вызовами, выстраивая собственную стратегию. Важное изменение, которое произошло за последние два года, - существенно выросла способность университетов самостоятельно формулировать свою позицию и стратегическое видение. Кроме того, стоит отметить их готовность и открытость к кооперации, стремление действовать сообща», — считает директор Центра трансформации образования МШУ «СКОЛКОВО», модератор круглого стола Ольга Назайкинская.
В ходе дискуссии Ректор ПИМУ Николай Карякин рассказал, что модель образования, которая заключается в подготовке мультипрофильного врача и передаче знаний от преподавателя студенту уже не является эффективной, так как технологичность отрасли находится на ином уровне. Решение проблемы ректор видит в создании Единой цифровой платформы обучающихся медвузов – платформы «Будущий врач». Николай Карякин обозначил стратегию по индивидуализации образования через введение вариативной части в образовательные программы.
«У отрасли здравоохранения нет четких требований к будущим специалистам, поэтому мы определяем вызовы по внешним факторам и по трендам медицинского образования. СибГМУ — единственный среди медуниверситетов акцентировал внимание на «разрывах» в медобразовании в рамках отдельного стратегического проекта. Для устранения разрывов мы считаем необходимым создание новой среды, которая воспроизводила бы модель реальной сферы здравоохранения. У всех университетов есть подобные программы элитного образования, но мы меняем массовую подготовку, делаем образование приближенным к элитному. Кроме того, для устранения «разрывов» в отрасли мы приступили к подготовке кадров в области трансляционной медицины», - подчеркнул ректор СибГМУ Евгений Куликов.
Первый проректор, руководитель проектного офиса Первого МГМУ имени И. М. Сеченова Андрей Свистунов отметил, что ориентация на подготовку специалистов только для оказания медпомощи сегодня недостаточна. В ходе подготовки кадров для реального сектора экономики помимо обеспечения медицинскими знаниями и развития клинического мышления должна быть достройка компетенций, которые обеспечат опережающее развитие отрасли. Сейчас в университете тестируют несколько подходов, включая обучение в аспирантуре в сопряжении с передовыми инженерными школами и кафедрами, работу биомедицинского клуба, в который студенты вступают ввиду высокой заинтересованности.
Ректор Смоленского государственного медицинского университета Роман Козлов считает, что федеральные государственные образовательные стандарты не мешают, а наоборот содействуют в обеспечении качества и унифицируют образование, ориентируют на рынок труда. Однако при этом ограничивают гибкость и отличаются недостаточным обновлением.
По словам ректора Казанского государственного медицинского университета Алексея Созинова, вуз ставит перед собой задачу сделать так, чтобы, овладев цифровыми компетенциями, специалисты не ушли из отрасли. Стремится замотивировать будущих специалистов с точки зрения возможностей, привить ценностные представления о медицине. Также эксперт рассказал об опыте реализации циркулярной экосистемы научно-образовательного и практико-ориентированного обмена университета и региона.
Представители других медвузов выразили интерес к практикам университетов-лидеров и их готовность транслировать свой опыт, отметили, что они являются примером и локомотивом образовательной деятельности. Участники форума подчеркнули, что наличие подобных дискуссионных площадок позволит медвузам объединиться в решении ключевых проблем.
Фото: Студенческий медиацентр СибГМУ