В СибГМУ внедряется новая модель образования, основанная на ценности пациентоориентированности. Для этого в рамках реализации стратегического проекта «Трансформация медицинского и фармацевтического образования» программы «Приоритет-2030» университет изучает практический опыт медицинских организаций России, эффективно реализующих пациентоориентированный подход в работе.
«Кризис доверия» между врачом и пациентом — один из ключевых современных вызовов для сферы практического здравоохранения и подготовки медицинских специалистов. Эффективность лечения во многом зависит от понимания сути болезни пациентом и его приверженности к лечению.
Для преодоления информационно-коммуникативный разрыва медицинские организации внедряют партнерскую модель взаимодействия врача и пациента. Это позволяет пациенту участвовать в подборе оптимального варианта лечения совместно с врачом. Успешным примером внедрения партнерского подхода общения с пациентами является один из самых крупных реабилитационных стационаров в Европе, клиника ранней реабилитации «Три сестры». Управляющий партнер клиники Анна Симакова провела для сотрудников и обучающихся СибГМУ открытую лекцию, посвященную вопросам пациенториентированности.
Клиническая коммуникация является одной из важнейших составляющих пациенториентированного подхода в медицине. Когда мы говорим об этом подходе, то должны понимать, что пациент изменился. Если раньше врач считался единственным источником достоверной информации, то современные пациенты обращаются к врачу, как правило, с уже поставленным себе диагнозом и спланированным лечением из открытых источников. Это значит, что нам нужно не только директивно транслировать свои решения, но и доказывать, убеждать и образовывать. Сформировав высокую степень доверия у пациента, мы можем с большей вероятностью говорить о соблюдении пациентом рекомендаций и повышении эффективности лечения», — рассказал руководитель стратегического проекта «Трансформация медицинского и фармацевтического образования.
В рамках лекции спикер поделилась опытом выстраивания доверительных отношений между врачом и пациентом. Отработать полученные знания слушатели смогли на стимулированном герое на тренинге по навыкам эффективного общения в клинической практике.Я очень рада, что тема пациентоориентированности и человекоцентричности сейчас становится популярной в медицине. Когда мы открывали «Три сестры», в медицине была распространена культура патернализма, и мне как менеджеру было очевидно, что без сближения и выстраивания взаимопонимания между врачом и пациентом сложно добиться хороших результатов и клинических исходов. Существуют исследования, которые подтверждают эту мысль. Сегодня на примере нашей клиники я вижу, насколько пациенториентированный подход помогает выстраивать атмосферу, в которой врач чувствует себя экспертом, а пациент понимает, что может быть принят со своими тревогами и ожиданиями и совместно с врачом может искать пути решения своей проблемы.
В СибГМУ внедряется новая модель образования, когда в содержании, технологиях и в субъектности медицинского образования прицельно актуализируется ценность пациентоориентированности. Успешно апробирован и уже внедрен новый образовательный модуль «Пациент-ориентированные практики в медицине» для студентов направления «Лечебное дело» 4, 5, 6 курсов, который полностью снабжен учебно-методическим обеспечением, преимущественно, интерактивно-тренингового характера.
Изучением пациентоориентированности в медицине и способов ее актуализации в высшем медицинском образовании занимается лаборатория развития образования СибГМУ, созданная в рамках реализации программы «Приоритет-2030» национального проекта «Наука и университеты».