Технология «биохимической логики» направлена на внедрение реверсивного обучения в общей биохимии, формирование у студентов логической структуры биохимических процессов в контексте изучения заболеваний, связанных с метаболическими нарушениями. Автор технологии, ассистент кафедры биохимии и молекулярной биологии с курсом клинической лабораторной диагностики СибГМУ Дмитрий Сваровский, рассказал о том, как будут проходить занятия нового формата и почему студентам-медикам необходим логический практикоориентированный подход в образовании.
Дмитрий Андреевич, расскажите, пожалуйста, насколько важно формирование биохимической логики у студентов?
Проблема в том, что сегодня студенты часто просто заучивают симптомы заболеваний, причина которых кроется в нарушении обменных процессов организма, не понимая их биохимической сути. В результате у выпускников отсутствует навык «биохимической логики», который так необходим в практике, ведь симптоматику можно вывести логическим путем, понимая базовые и специфические механизмы метаболических процессов в организме человека.
Внедрение реверсивного подхода позволит сделать обучение более осмысленным и ориентированным на практику, чтобы будущие медики умели анализировать биохимические процессы и видеть взаимосвязи между ними и симптоматикой заболеваний.
Как можно реализовать подобную технологию реверсивного обучения?
В первую очередь, нужно изучить основу, фундаментальные принципы метаболизма, так как это важнейшие базовые знания, которые будущие врачи-биохимики будут использовать в своей работе. Вместе с этим, особое внимание нужно уделить и специфическим особенностям. Частные аспекты в механизме обмена веществ разбираются в контексте конкретного заболевания, так студенты научатся определять точный диагноз и назначать лечение.
Необходимо обучить студентов методу обратного анализа, чтобы они воспринимали любой конкретный симптом, как определенное нарушение метаболических путей.
На занятиях студенты будут обучаться анализу взаимосвязей между метаболическими процессами и клиническими проявлениями заболеваний. Для тренировки навыков они будут выполнять задания по моделированию и прогнозированию физиологических состояний, исходя из изменений в метаболических путях, а также упражнения по прогнозированию симптомов на основе данных о нарушениях метаболизма.
Практика применения принципов «биохимической логики» будет состоять из нескольких частей:
-
разбор кейсов реальных и смоделированных клинических случаев
-
оценка и корректировка подходов к прогнозированию симптомов
-
создание собственных логических цепочек
Как преподавателям лучше всего выстроить работу на занятиях для выработки «биохимической логики» у студентов?
Вводные лекции следует начинать с разбора симптомов, а не с химических формул. Студенты должны уже в процессе обучения погружаться в практику, потому что в условиях лечения пациентов они не будут видеть формулы, они будут видеть симптоматику и уже по ней анализировать, какие биохимические процессы происходят в организме.
Здесь важно ставить правильные вопросы, не «Какие стадии цикла Кребса?», а «Что происходит в клетке, если...».
На каждом занятии будет разбор мини-кейсов. Такие биохимические задачки с акцентом на анализ клинических случаев позволяют тренировать быстроту логических рассуждений, чтобы в практике будущим медикам было легче определять диагноз.
Как будет происходить анализ конкретных практических примеров?
Анализ должен происходить наглядно и схематично, для этого будут применяться «ментальные карты», на которых можно отследить ход размышлений при анализе симптомов через биохимические механизмы. Студентам важно научиться не просто находить правильный ответ на вопрос преподавателя, а выстраивать логические цепочки от симптома к диагнозу.
Технология реверсивного обучения в биохимии также подразумевает использование биохимических алгоритмов. Они составляются по принципу: если симптом X, проверить анализ Y, затем рассмотреть Z.
Очень помогает в построении картины заболевания разбор неполных случаев, когда студентам нужно запросить недостающие данные.
«Перевернутое» обучение максимально приближено к реальной обстановке, в которой будут находиться молодые врачи. На занятиях они будут разбирать симптомы, как если бы они слышали их от пациентов, чтобы на основе симптоматики студенты сами определяли, какие назначать анализы, а не наоборот.
В ходе разбора кейсов преподаватель может постепенно добавлять факты для искажения уже имеющихся гипотез, создавая так называемый «эффект черного лебедя». Это тренирует у студентов критическое мышление и учит их мыслить нестандартно, разбирая сложные случаи.
Безусловно, во время обучения студенты должны разбирать реальные истории болезней с акцентом на вопрос: «Какие мысли были у врача на каждом этапе?»
Будут ли применяться дополнительные технологии в обучении, оборудование, интерактивные элементы?
Да, конечно. Планируется применение компьютерных симуляций. Студенты смогут в динамике отследить изменения состояния пациента в зависимости от предлагаемых ими методов лечения с помощью компьютерной программы.
Кроме того, интерактивным элементом можно считать использование ролевых моделей на занятиях: студент – врач, преподаватель – пациент или лаборант, отвечающий только на конкретные запросы.
Внедрение реверсивного обучения в общей биохимии позволит улучшить качество обучения будущих врачей-биохимиков, подготовить их к реальным задачам, сделать их обучение увлекательным, а также выработать у студентов быстроту и самостоятельность в принятии решений посредством развития в ходе обучения «биохимической логики».