Лучшим автором программ ДПО в рамках корпоративного конкурса СибГМУ «Человек года – 2023» стала заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии СибГМУ Екатерина Петрова. Она преподает в университете, ведет консультативный прием в медицинском центре «Профессор», является членом методической комиссии по программам ДПО и членом этического комитета СибГМУ. В интервью Екатерина Игоревна рассказала о том, как связала свою жизнь с СибГМУ, чем интересны инфекционные болезни и как разработать самый интересный курс.
— Екатерина Игоревна, расскажите о своём трудовом пути. Как получилось так, что Вы связали свою жизнь с СибГМУ?
Поступать в Томск я приехала из маленького, но очень красивого города Междуреченск Кемеровской области в 1998 году. Окончила Сибирский государственный медицинский университет по специальности «Лечебное дело» в 2004 году (2024 год – юбилейный для моего выпуска). В этом же году поступила в ординатуру на специальность «Инфекционные болезни» на кафедру инфекционных болезней ФПК и ППС, основной деятельностью которой было как раз последипломное образование (обучение интернов, ординаторов и врачей разных специальностей). Собственно, с этого времени моя трудовая деятельность была связана с СибГМУ. Уже на первом году ординатуры стала работать на кафедре в должности старшего лаборанта. После ординатуры была очная аспирантура и в 2009 году – трудоустройство на должность ассистента кафедры инфекционных болезней ФПК и ППС. В 2016 году кафедру инфекционных болезней ФПК и ППС объединили со студенческой кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии, на которой я и прошла путь до заведующего кафедрой.
— Почему Вы решили связать свою жизнь с инфекционными болезнями? Чем интересна эта область медицины, на Ваш взгляд?
На самом деле, с четвертого курса вплоть до окончания университета я планировала стать неврологом, но по воле случая судьба привела меня на порог кафедры инфекционных болезней ФПК и ППС к профессору Кире Игоревне Чуйковой, которая «заразила» меня интересом к инфекционным болезням. Инфекционные болезни играют важную роль в жизни каждого человека, нет людей, которые бы ни разу не встречались с этими заболеваниями. На их долю приходится более одной трети всех существующих болезней. Интересны они, прежде всего, своим большим многообразием и, порой, непредсказуемостью клинической картины. Возбудители могут вызывать самые различные варианты заболеваний: от легких, стертых форм до крайне тяжелых вариантов. Они могут протекать классически, когда легко поставить диагноз, а могут проявлять себя абсолютно атипично, и тут уже нужно тщательно подумать, чтобы не ошибиться и назначить правильное лечение.
— Как Вы думаете, важен ли опыт практической деятельности для преподавателя в области медицины?
Конечно, опыт практической деятельности играет очень важную роль для преподавателя. Студентам, ординаторам, врачам интересно слушать не «голую» теорию, а ту, которая сопровождается интересными случаями из практики. Так информация гораздо крепче запоминается.
На кафедре мы обучаем не только студентов, но и ординаторов, и врачей разных специальностей. Я веду занятия по двум дисциплинам: «Инфекционные болезни» и «Эпидемиология».
— Как и как часто Вы совершенствуете свои знания?
Без преувеличения, практически каждый день. Прохожу курсы повышения квалификации по разным аспектам деятельности до пяти раз в год, посещаю различные конференции, вебинары – это то, что относится к ДПО. Помимо этого, изучаю клинические, методические рекомендации, монографии, научные статьи не только по своей специальности, но и по смежным. Сейчас это делать гораздо проще, многое можно найти в сети Интернет, но по-прежнему книгу читать гораздо интереснее.
Разработка программ ДПО помогает мне в профессиональном развитии. Любая разработка программы, учебного курса – это и самообучение, поиск новой актуальной информации по всем аспектам изучаемой проблемы (научной, рекомендательной, нормативной и т.д.).
— Что Вы считаете самым важным при разработке программ ДПО?
Самое важное, на мой взгляд, – это ее актуальность и наполняемость. И тут, конечно, имеет значение даже не то, что будет написано в самой программе, а то, какой материал будет представлен слушателю на курсе. Это должна быть актуальная современная информация по патологии с учетом имеющихся российских и международных рекомендаций с выделением важных акцентов. Программа должна быть прежде всего, интересна слушателям, и тогда она будет востребована. К нам на программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки приходят учиться не только из города Томска и Томской области, но и из других регионов нашей страны: Республика Тыва, Новосибирская область, Кемеровская область, Краснодарский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие.
— Каковы Ваши секреты успеха как преподавателя, в том числе программ ДПО?
Секрета особого нет, но преподаватель должен быть интересен для своих слушателей. А интерес у них появляется тогда, когда преподаватель сам «горит» тем, что преподает. Обязательно должна быть эмоциональная подача материала, с клиническими примерами, историческими справками, с обязательным разъяснением различных мелких нюансов для лучшего восприятия учебного материала.
— Какой главный совет Вы дали бы своим ученикам?
Главный совет – постоянно совершенствовать свои знания, никогда не останавливаться! Мы живем в век молекулярной медицины, где все очень динамично меняется. Врач или преподаватель медицинского вуза должен «быть в тренде».
— Чем Вы занимаетесь в свободное время, чем увлекаетесь?
Свободного времени остается не так много, в основном это - отпускное время, которое я всегда провожу с семьей в путешествиях. По моему мнению, только в путешествиях можно ненадолго отключить голову и отдохнуть.