В рамках реализации стратегического проекта «Трансформация медицинского и фармацевтического образования» программы «Приоритет 2030» СибГМУ апробирует новую модель образования, когда в содержании, технологиях и в субъектности медицинского образования прицельно актуализируется ценность пациент-ориентированности в современном ее понимании.
На сегодняшний день существует информационно-коммуникативный разрыв между пациентом и врачом, что обозначается экспертами кризисом доверия. За последнее десятилетие пациент сильно изменился.
Сегодня это пациент мира новых технологий, высочайшей информационной открытости, тотальной цифровизации и двух интеллектов. Такая эволюция пациента является сильнейшим вызовом для медицинского сообщества и мощным стимулом необходимости изменений в профессиональной деятельности врача.
Устранить нарастающее отчуждение и недоверие между врачом и пациентом возможно только за счет целенаправленного управления коммуникативным сближением между ними, за счет усиления партисипативности в практиках здравоохранения – через усиление диалога и вовлеченности.
При этом все большее значение приобретает образовательная деятельность врача по отношению пациенту. Врач, привычно работая как медицинский эксперт, сегодня еще и выполняет целый ряд педагогических функций – разъясняет, мотивирует, обучает новым формам поведения, в том числе при обращении с новыми медицинскими технологиями и устройствами, развивает критическое мышление пациента, его наблюдательность и способность к самосохранению и самоукреплению в сверхсложной жизни.
Поэтому СибГМУ сосредоточил свое внимание на «Голосе» пациента через построение активной работы с пациентскими сообществами. Исследование особенностей субъектности пациента в плане его возможности влиять на качество медицины показало, что пациентское сообщество можно рассматривать как актора развития как здравоохранения, так и высшего медицинского образования.
Сибирский мед понимает необходимость изменений и поэтому меняет подход к образованию. Для совершенствования системы профессиональной подготовки будущих врачей в содержание основных образовательных программ введены модули и дисциплины, которые нацелены на формирование пациент-ориентированного мировоззрения у нового поколения медицинских кадров
Изучением пациент-ориентированности в медицине и способов ее актуализации в высшем медицинском образовании занимается лаборатория развития образования СибГМУ. Эксперты определили, что введение новых модулей в содержание медицинского образования для формирования компетенций пациент-ориентированности и партисипативности у будущих врачей выступит важнейшим фактором формирования нового качества медицинского образования и нового медицинского обслуживания населения, и как следствие, повышения доверия населения страны к медицине.
В университете успешно апробирован и уже внедрен новый образовательный модуль «Пациент-ориентированные практики в медицине» для студентов направления «Лечебное дело» 4, 5, 6 курсов. Он полностью снабжён учебно-методическим обеспечением, преимущественно, интерактивно-тренингового характера, для реализации в смешанном формате.
Новая модель образования поможет взрослеющему поколению врачей быть с пациентами в партнерских и взаиморазвивающих отношениях, повысит качество понимания врачом запросов пациента и расширит возможности продуктивного реагирования на них.