Все новости
«Нужно сделать науку открытой»: Дарья Подчиненова о своей просветительской деятельности

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии с курсом эндокринологии Дарья Подчиненова стала победителем конкурса СибГМУ «Человек года-2023» в номинации «За медийную активность».

Дарья Васильевна окончила Сибирский государственный медицинский университет в 2014 году. С 2017 года работает на кафедре педиатрии с курсом эндокринологии СибГМУ. Является врачом-эндокринологом в медицинском центре «Профессор». В 2022 году проходила стажировку во Всемирной организации здравоохранения. Автор более 50 публикаций, в том числе 2 учебных пособий, 5 патентов. 

Дарья Подчиненова ведет активную просветительскую деятельность для населения, о чем рассказала в интервью.


Почему Вы решили заниматься просветительской деятельностью, помимо своих основных научной, преподавательской и врачебной? Что в ней Вас больше всего привлекает?

Я считаю просветительскую деятельность неотъемлемой частью работы в университете. Она помогает мне лучше понимать своих студентов и пациентов, а еще это всегда интересный и новый опыт коммуникации. Кроме того, приятно думать, что я могу кого-то вдохновить связать свою жизнь с медициной или наукой.


Как Ваша деятельность по информированию реализуется в рамках СибГМУ? Какую роль, на Ваш взгляд, это играет для университета? 

Публичные лекции для населения, видеоролики, интервью на радио и телевидении, материалы для различных медиаресурсов. Я думаю, просветительская деятельность — это часть миссии СибГМУ, не зря мы «Учим и лечим с 1888 года», и я с гордостью продолжаю эту традицию. Это не только про сохранение здоровья населения, но и про привлечение талантливых молодых умов в науку и медицину. 


Как Вы считаете, почему важно заниматься освещением научных тем, в особенности в сфере медицины?

С одной стороны, интернет сделал доступ к знаниям быстрым и легким. На первый взгляд кажется, что такое изобилие неизменно приведет к высокому уровню знаний, и любой человек сможет стать экспертом сразу в нескольких областях. Однако иметь доступ к данным и уметь ими пользоваться не одно и то же. Это создает благотворную почву для развития псевдонауки и распространения искаженной информации. 

Особенно опасны эти заблуждения могут быть в вопросах, касающихся здоровья. И если псевдонаучный совет «не есть огурцы с помидорами, потому что они несовместимы» в целом не нанесет вреда, то утверждения из серии «СПИДа не существует» или «онкология излечима голоданием» имеют разрушительные и нередко непоправимые последствия. 

Кроме того, наука долгое время оставалась закрытой и непонятной, что также способствует живучести таких заблуждений. Поэтому нужно больше говорить с людьми о сложных вещах на понятном и доступном им языке, сделать науку открытой. Это приводит к большей осознанности людей, снижает их тревожность насчет инноваций, которые входят в нашу жизнь. А еще показывает, что наука может быть интересной и вдохновляющей, что определенно привлекает талантливую молодежь. 


В чем заключается основная сложность этой деятельности? Сталкивались ли Вы с какими-то препятствиями или трудностями? 

Перевод с сухого языка науки на понятный всем. Наука и медицина связаны с определенной терминологией и способом мышления, отличным от общего восприятия. 

Особенно ярко я это почувствовала, когда сотрудничала с Томским региональным отделением Всероссийского общества глухих. Мы проводили лекции, а также записывали ролики о здоровом питании и сахарном диабете совместно с сурдопереводчиками. И поначалу это был вызов, потому что подходы, которые я использовала со слышащей аудиторией не всегда можно использовать для жестового языка. Мне пришлось пересмотреть свои материалы и тактику, чтобы работа с сурдопереводчиком была эффективна, и люди могли получить необходимую информацию. 


Для какой аудитории сложнее всего доносить информацию?

Для меня это пациентские сообщества. Люди, живущие с хроническими заболеваниями, имея опыт жизни с болезнями, контактируют с большим количеством медицинских работников, изучают медицинскую литературу, и некоторые действительно знают о своей болезни все. Конечно, это накладывает отпечаток на восприятие информации и способы коммуникации. Здесь очень важно показать, что личный опыт болезни человека и опыт специалиста — это два важных равноправных аспекта успешного управления хроническими неинфекционными заболеваниями, а не взаимозаменяемые понятия.   


Поделитесь советами, как людям науки объяснять сложные вещи широкой публике? 

Больше выступать и писать для простых людей, отвечать на их вопросы. Можно начать с родных и близких. Все приходит с опытом.


Расскажите, как Вам удается совмещать работу врача, преподавателя и просветительскую деятельность? Есть ли у Вас личные рекомендации, как поддерживать ресурсное состояние и не выгорать?

Как я уже говорила, для меня это неотъемлемая часть моей работы. А еще мне приносит большое удовольствие и радость, когда люди задают вопросы после лекции, обсуждают. Это значит я достигла своей цели — заинтересовала.

Разнообразная активность и деятельность — важная часть моего ресурса. Бывает сложно, зато никогда не скучно, ты постоянно в поиске чего-нибудь интересного. Когда я чувствую перегруженность, я иду гулять по Университетской роще, пусть даже 10 минут. Посмотреть на птиц, покормить белок, потрогать траву — для меня это способ релаксации. Или читаю какую-нибудь художественную литературу.