Все новости
«Мне нравится рассказывать сложные вещи простым и интересным языком»: Анастасия Коняева о своей работе, медийной активности и увлечениях

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека с курсом топографической анатомии и оперативной хирургии Анастасия Коняева стала победителем конкурса СибГМУ «Человек года-2024» в номинации «За медийную активность».

В интервью Анастасия Денисовна рассказала о совмещении преподавательской, врачебной и просветительской деятельностей, дезинформации в интернете и своих увлечениях.

Почему Вы решили заняться просветительской деятельностью, помимо основной работы? 

Прежде всего, потому что я уже являюсь преподавателем, и это дело приносит мне огромное удовольствие. Мне нравится рассказывать сложные вещи простым и интересным языком. Когда я готовлю материал для лекции или выступления, я сама погружаюсь в изучение темы, нахожу интересные факты и буквально загораюсь этим процессом. Кроме того, я всегда любила быть в центре внимания, а просветительская деятельность предоставляет такую возможность. Думаю, свою любовь к педагогике я впитала с детства: моя мама — педагог— и я понимала, как можно что-либо рассказать интересно, грамотно и понятно. И занимаюсь я этим давно, с 16 лет, когда начала работать в лагере.

 

Как Ваши инициативы в сфере медийной активности связаны с деятельностью СибГМУ? 

Самая первая инициатива, связанная с медийной активностью, началась с выбора преподавательской работы в СибГМУ, потому что врач-стоматолог не всегда хочет идти в преподавательскую деятельность. Но у меня был искренний интерес стать преподавателем.

Основной этап моей просветительской деятельности стартовал в 2022 году, когда я участвовала в конкурсе «Лига Лекторов» от общества «Знание», сейчас он называется «Знание. Лектор». Тогда я стала победителем, проводила научно-популярные лекции по стоматологии как на региональном уровне, так и на федеральном, включая выступления в Сеченовском университете. 

В 2023 году мы совместно со студенческим медиацентром СибГМУ запустили проект «Нобелевские истории» — подкасты о научных открытиях, которые изменили медицину. Мы сделали их как в виде видеороликов, так и записали аудиоподкаст. 

Совместно с сотрудниками СибГМУ мы организовали научно-популярные лекции для жителей нашего города. Одна из таких лекций прошла в гастропространстве города и собрала много слушателей, включая людей, не связанных с медициной.

 

С какими основными вызовами Вы сталкиваетесь в своей медийной деятельности? Как удается преодолевать трудности?   

Серьёзных трудностей я не испытываю, возможно, потому что отношусь к этой деятельности легко. Для меня это скорее увлекательное хобби, чем обязанность. У меня много другой активности в жизни. Возможно поэтому, если что-то не получается, я просто не воспринимаю это близко к сердцу. В начале пути было непросто найти ресурсы для реализации идей, но благодаря взаимодействию со студенческим медиацентром, нам удалось создать классный проект.  

 

Какие темы, на Ваш взгляд, сейчас наиболее актуальны для освещения в медийном пространстве, особенно в сфере медицины? 

Самое первое и самое важное – это борьба с обскурантизмом — враждебным отношением к просвещению, науке и прогрессу — и дезинформацией. К сожалению, в социальных сетях часто можно столкнуться с тем, что очень много «экспертов» транслируют недостоверные и зачастую вредные знания о здоровье и образе жизни. Это и нутрициологи без медицинского образования, и фитнес-тренеры, не знающие основ анатомии, и люди, предлагающие сомнительные методы лечения, вроде лечения рака печени прикладыванием подорожника к подреберью. Всё это формирует ложные представления и может наносить вред.  

Основная задача медицинского просвещения сегодня — бороться с дезинформацией и освещать только те медицинские знания, которые подтверждены научным фактом. Это и есть просветительская роль врача и медицинского педагога — доносить сложные медицинские истины простым языком, чтобы пациенты видели в враче не недосягаемого эксперта, а человека, готового помочь и объяснить.  

Кроме того, важным направлением остаётся развитие научно-популярного контента, особенно с элементами сторителлинга. Мне интересно слушать различные истории на фоне, это меня расслабляет. Подкасты помогают людям на бытовом уровне приобретать новые знания, которые могут пригодиться в будущем.

 

Какие проекты или инициативы в области просвещения и медийной активности Вы планируете реализовать в будущем? 

Мы хотим сделать второй сезон подкаста «Нобелевские истории» и выходить на новые площадки для продвижения. Также планируем снова организовать научно-популярные лекции в городском пространстве. Кроме того, я хочу создать серию коротких подкастов по анатомии человека и другим областям медицины, в которых я компетентна. Подкасты будут полезны как студентам, так и широкой аудитории, чтобы узнавать о своем организме немного больше. 

Ещё один важный проект — бесплатные общественные курсы на платформе «Stepik», которые мы снимали совместно с нашим центром ДПО. В 2024 году вышел курс «Наш богатый внутренний мир: об анатомии просто и интересно», посвященный анатомии человека. В 2025 году выйдет курс «In vitro, in vivo, in silico: как стать настоящим ученым и делать великие научные открытия». В нем простым языком я рассказываю, как изобретение поэтапно проходит свой путь от идеи до выхода к потребителю. 

 

Какие навыки и качества, по-вашему, необходимы для успешного совмещения врачебной, преподавательской и медийной деятельностей?

Для успешного совмещения этих направлений важно наличие всех трех видов деятельности. Если я концентрируюсь на одном занятии, то быстро устаю, — мне необходимо переключаться. Когда у меня есть несколько задач, я могу заниматься ими в течение дня или недели, переключаясь с одной на другую. Переключение даёт мне энергию, силы и помогает заново взглянуть на то, чем занималась ранее.  Также важно переключаться не только между врачебной, преподавательской и медийной деятельностями, но и на семью, друзей и собственные увлечения.

 

Как Вы считаете, стали ли люди сегодня более осведомленными в вопросах медицины, или же по-прежнему преобладают мифы, ошибочные убеждения и дезинформация из интернета? 

Как я уже говорила, дезинформации очень много и становится тяжелее понимать, где верная информация. Чем больше доступа к знаниям, тем больше неосведомленности.  Информация становится доступнее, но от этого она не становится более правильной, в этом заключается парадокс и большая проблема. Нужно быть фильтром, а не губкой, обладать критическим мышлением и отсеивать, что может навредить, а что будет полезным. А врачам необходимо транслировать только проверенную информацию.

 

Есть ли у Вас хобби или увлечения, которыми Вы занимаетесь вне работы?  

Главная моя любовь — путешествия. Раз в полгода я обязательно уезжаю за границу. Это помогает сменить обстановку, вдохновиться новыми впечатлениями и взглянуть на мир иначе. Знакомство с разными культурами, в свою очередь, помогает мне лучше понимать иностранных студентов и быть максимально толерантной. На сегодняшний день я посетила уже 60 стран.  

В повседневной жизни спорт занимает важное место. Врач должен не только выглядеть здоровым, но и быть таким, поэтому я занимаюсь йогой и сейчас учусь на тренера по йоге. Это хорошее занятие и для успокоения нервов, и для поддержания физических сил. Еще год назад занялась большим теннисом. Также гуляю с собакой и провожу время с семьёй.