В СибГМУ прошла трехдневная проектная сессия «Проектирование компетенции “пациентоориентированность” в рамках подготовки врача». Ключевая тема обсуждения — формирование у будущего врача пациентоориентированного и технологического мировоззрения.
Пациентоориентированность в современной сфере здравоохранения рассматривается как эффективная стратегия взаимодействия врача и пациента. Усиление степени доверия к врачам влияет на соблюдение пациентом предписаний и рекомендаций, что повышает эффективность лечения. Информационно-коммуникативный разрыв или же «кризис доверия» — один из ключевых разрывов в медицинском образовании, который требует учета при подготовке нового поколения медицинских специалистов.
На наш взгляд, ключевой разрыв сегодня заключается в том, что изменился пациент, он эволюционировал от “незнающего” до “сверхосведомленного”. Современный врач имеет дело с пациентом цифрового, перенасыщенного информацией, высокотехнологичного мира – мира двух интеллектов. Как следствие, врач утрачивает его привычную (веками сложившуюся) монополию на медицинскую информацию и выраженную автономию в принятии решений.
В изменившейся коммуникативной ситуации с “новым” пациентом, у врача существенно усиливается образовательная функция – разъяснять, убеждать, доказывать, научать осваивать новые формы поведения, включая использование новых медико-технологических продуктов, доступных пациенту
В работе проектной сессии приняли участие представители профессионального медицинского сообщества, работодатели и представители целевой группы пациентов. В ходе групповых дискуссий смешанные команды экспертов разрабатывали концепцию нового содержания, обсуждали предложения по форме и технологии реализации, составляли проект плана мероприятий по разработке новой компетенции в рамках основной образовательной программы на примере специальности «Педиатрия».
Внедрение в основную образовательную программу специалитета такой новой компетенции как “пациентоориентированность” — очень амбициозная цель, которая важна как для студентов-медиков, так и для пациентов. На данный момент эта компетенция не внедрена ни в одном медицинском вузе России. Проектная сессия стала первым большим шагом к достижению этой цели. За три дня работы нам удалось прийти к общему пониманию определения данной компетенции, сформировать ключевые индикаторы и сформировать проект внедрения необходимых знаний и навыков в образовательный процесс. С инициативой выступить базой для апробации новой модели подготовки выступил педиатрический факультет СибГМУ. При положительном результате модель будет внедрена на других факультетах университета.
Напомним, что в СибГМУ внедряется новая модель образования, когда в содержании, технологиях и в субъектности медицинского образования прицельно актуализируется ценность пациентоориентированности. Изучением пациентоориентированности в медицине и способов ее актуализации в высшем медицинском образовании занимается лаборатория развития образования СибГМУ, созданная в рамках реализации программы «Приоритет 2030».