Одним из победителей конкурса СибГМУ «Человек года-2023» в номинации «Преподаватель года» в категории «Высшее профессиональное образование» стал доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой факультетской хирургии СибГМУ Андрей Ивченко.
Андрей Олегович окончил Сибирский государственный медицинский университет в 1993 году. В том же году поступил в ординатуру, где проходил обучение на кафедре госпитальной хирургии. С 1995 по 1998 год являлся аспирантом кафедры госпитальной хирургии. С 2001 года работает на кафедре факультетской хирургии, которая базируется в Томской областной клинической больнице. С 2015 года является заведующим данной кафедрой.
Преподавательская деятельность Андрея Ивченко началась в 1993 году — еще во время обучения в ординатуре.
— Андрей Олегович, когда Вы поняли, что хотите стать врачом? Что повлияло на Ваш выбор?
Я вырос во врачебной семье — мама работала старшим врачом скорой медицинской помощи, а папа — врачом-хирургом и преподавателем в Томском медицинском институте. Я видел их отношение к работе, слушал разговоры о профессиональной деятельности, поэтому в старших классах школы точно знал, что стану врачом.
На выбор хирургической специальности повлияла деятельность отца. Когда я был в десятом классе, он впервые взял меня на операцию, где я мог своими глазами увидеть, как работают хирурги. Это меня заинтересовало.
— Почему Вы решили заниматься еще и преподавательской деятельностью?
Я считаю, что возможность сочетать лечебную работу и педагогическую деятельность — это идеальный вариант для собственного профессионального роста, продолжения врачебной и преподавательской династии. Также это возможность передать свои знания и умения поколениям новых студентов.
— Можно ли сказать, что преподавательская деятельность помогает Вам профессионально совершенствоваться? Учитесь ли Вы чему-нибудь у студентов?
Несомненно! Студенты мотивируют меня более качественно преподавать своей пытливостью, а порой, и каверзными вопросами, я же стимулирую их к учебе, что приводит к обоюдному профессиональному росту. Если в студенческой среде преподаватель пользуется уважением, то, по моему мнению, данный преподаватель – профессионал.
— В СибГМУ существует несколько хирургических кафедр. Расскажите, какие знания и навыки приобретают студенты на кафедре факультетской хирургии, которую Вы возглавляете?
На хирургических кафедрах существует определенная преемственность в образовательном процессе, что помогает студентам качественно овладевать фундаментальными знаниями по хирургии.
Первой кафедрой хирургического профиля, на которой студенты лечебного факультета получают общие знания о специальности и осваивают принципы ведения хирургических больных, является кафедра общей хирургии.
После того, как общие представления о хирургии сформированы и базовые знания получены, на четвертом курсе студенты переходят к нам — на кафедру факультетской хирургии. Здесь они изучают клинику, диагностику, тактику ведения, методы консервативной терапии и оперативного лечения пациентов хирургического профиля. Данные знания необходимы врачам любой специальности на протяжении своей профессиональной деятельности.
— Если в процессе обучения студент понимает, что хотел бы стать хирургом, как он может попробовать себя в этом направлении?
Любое желание студента в направлении выбора специальности приветствуется. Они могут принимать участие в работе студенческих научных кружков по хирургии или стать частью объединения «Хирургия без границ», где получат дополнительные знания по будущей специальности и отработают первые хирургические навыки.
После четвертого курса, при прохождении летней производственной практики «Помощник врача-хирурга», студенты получают реальную возможность сформировать представление о деятельности врача-хирурга и утвердиться в своем выборе.
— Есть ли у Вас принципы, которых Вы придерживаетесь в преподавательской деятельности?
Я всегда приветствую углубленные дополнительные вопросы, которые студенты задают на занятиях и при искренней заинтересованности в предмете стараюсь давать больше информации.
Так как кафедра факультетской хирургии — клиническая, помимо работы в лекционных и учебных аудиториях, для нас важна работа со студентами «у постели больного». Непосредственная курация пациента дает возможность студенту применить и систематизировать полученные теоретические знания на практике.
— Есть ли такой человек, которого Вы могли бы назвать своим учителем?
Первый учитель в профессии и по жизни — это мой отец Олег Алексеевич Ивченко. Он всегда прививал мне профессиональные навыки, любовь и уважение к профессии.
Второй учитель — Георгий Цыренович Дамбаев, ставший моим научным руководителем в процессе работы над кандидатской диссертацией и научным консультантом при написании докторской диссертации. Георгий Цыренович внес незаменимый вклад в мой профессиональный рост.
— Какими качествами должен обладать хороший хирург?
Прежде всего он должен быть профессиональным и компетентным. Хирург должен быть честен к своей профессии и пациентам. В любой, даже самой трудной ситуации, важно сделать все возможное для сохранения здоровья и качества жизни пациента.
Хороший хирург должен быть эмпатичным, но при этом эмоционально сдержанным.
Еще одно важное качество — коммуникабельность. Профессия хирурга достаточно «суровая» и очень важно сохранять хороший микроклимат в коллективе. А еще хорошему хирургу просто необходимо хорошее здоровье.
— Вы вместе с Сергеем Рафаэльевичем Башировым занимаетесь подготовкой студенческой команды к олимпиадам по хирургии. Студенты занимают высокие места как во всероссийских, так и международных олимпиадах. Как Вам кажется, в чем Ваш секрет успеха?
Особого секрета нет. Руководством СибГМУ созданы все условия для качественной подготовки ребят: начиная со студенческого объединения «Хирургия без границ» и заканчивая необходимы оборудованием (инструментарий, расходные материалы) для возможности отработки хирургических манипуляций. Сами студенты мотивированы проверить свой профессиональный уровень и занять высокое место на соревнованиях. Принимая участие во всероссийских и международных олимпиадах, у них появляется возможность обменяться опытом и пообщаться со студентами других вузов, что тоже стимулирует к профессиональному развитию.
Очень важна преемственность среди поколений студентов. Невозможно длительно существовать студенческой команде, имеющей один и тот же состав. Студенты старших курсов, которые уже достигли высокого уровня, выпускаются, и на их место приходят новые. Непрерывное наставничество, обмен опытом и знаниями обеспечивает эффективную подготовку обновляющемуся составу команды.
— Как происходит отбор участников в команду?
Прежде всего – это желание студента. В конце каждой осени — начале зимы проводятся отборочные туры с участием преподавателей по хирургии. Основные критерии отбора участников – хорошие теоретические знания и развитые хирургические навыки. По результату отбора преподаватели рекомендуют отобранных кандидатов команду, но окончательное решение по обновлению состава принимают сами студенты объединения «Хирургия без границ». И это правильно. Успех командной работы основан на единой стратегии, взаимопонимании и сплоченности, в то же время у каждого члена команды своя зона ответственности.
— Остается ли у Вас при такой нагрузке свободное время?
Свободного времени очень мало, так как приходится совмещать педагогическую, научную и практическую деятельность. Я стараюсь сохранять баланс между этими направлениями, чтобы оставаться хорошим преподавателем, повышать свой профессиональный уровень и на личном примере показывать студентам работу хирурга.
Свободное время я стараюсь проводить с семьей и друзьями. Люблю спорт. С четвертого класса профессионально занимался волейболом. Наша команда неоднократно занимала призовые места в соревнованиях по Сибири и Дальнему Востоку. Далее имел опыт игрока в волейбольной команде Томской областной клинической больницы и сборной команде ветеранов волейбола. В последние несколько лет мы с семьей ходим на лыжах.
Люблю путешествовать по регионам Сибири. Стараемся с семьей каждый год ездить в Восточную Сибирь или на Алтай. Смена обстановки и общение с новыми людьми — это отличный способ «перезагрузиться», отдохнуть и эмоционально обогатиться.
— Что бы Вы хотели пожелать студентам, которые собираются в дальнейшем связать свою жизнь с хирургией?
Стать хирургом – это не просто выбор профессии, это своего рода миссия и образ жизни. Учитесь и развивайтесь, не бойтесь делать ошибки и задавать вопросы, нарабатывайте опыт и развивайте интуицию.
Не забывайте своих учителей. Относитесь с уважением к коллегам и подрастающему поколению специалистов. Делитесь с ними знаниями, умениями и навыками, чтобы быть уверенными, что в случае необходимости они смогут и вам оказать квалифицированную помощь. Когда видишь, что твои ученики добиваются высоких результатов — это дорогого стоит.