Доцент кафедры анатомии с курсом топографической анатомии и оперативной хирургии СибГМУ Анастасия Коняева рассказала, как обоняние влияет на поведение, мотивацию и формирование памяти человека.
При вдыхании воздуха в распознавании запахов участвует только верхняя часть носовой полости — обонятельная область. Именно эта зона отвечает за восприятие ароматов и определяет, какой запах человек чувствует в данный момент.
Связь обоняния и вкуса
Анастасия Коняева отмечает, что обоняние влияет не только на восприятие запахов, но и на вкусовые ощущения. Существует пять базовых вкусов: солёный, кислый, сладкий, горький и умами. Все остальные оттенки, например, кофейный, мятный или цитрусовый, формируются за счёт сочетания вкусовых и обонятельных ощущений.
Эффект Пруста
Обоняние тесно связано с воспоминаниями, эмоциями и мотивацией. Это явление известно как эффект Пруста, названный в честь французского писателя Марселя Пруста. В одном из произведений автор описал, как аромат и вкус печенья «Мадлен» пробудили в нем яркие воспоминания.
Запах булочек с корицей может мгновенно перенести нас в детство, напомнив о бабушке, которая их пекла. Аромат весны вызывает ассоциации с её приближением. Это и есть эффект Пруста — связь запахов с воспоминаниями
Обоняние и лимбическая система
Механизм эффекта Пруста объясняется тем, что обонятельный анализатор является частью лимбической системы.
Обоняние и обонятельный мозг — очень древняя часть нервной системы человека. В ходе эволюции наше обоняние трансформировалось в мозг, который называется “rhinencephalon”, и стало частью лимбической системы
Кроме обонятельного мозга в состав лимбической системы входят базальные ядра, гипоталамус, черная субстанция среднего мозга, часть коры головного мозга, а также ретикулярная формация. Взаимодействие этих структур отвечает за формирование эмоций, мотивации и памяти. Именно поэтому запахи могут вызывать сильные воспоминания и эмоциональные реакции.
Маркетинг и использование запахов
Особенность связи обоняния и эмоций активно используют маркетологи. Например, в магазинах одежды часто применяют уникальные ароматы, которые становятся частью бренда и формируют ассоциации у покупателей. В супермаркетах запахи могут влиять на поведение клиентов, побуждая их к покупкам.
Советы по использованию ароматов в разных ситуациях
- Не использовать любимый парфюм в тяжелый период жизни
При непростом жизненном периоде следует избегать использования своих любимых духов. Ароматы тесно связаны с эмоциями и воспоминаниями. Если ассоциировать любимый запах с негативными переживаниями, в будущем он может начать вызывать нежелательные ассоциации, и любимый парфюм станет напоминанием о плохих временах. - Запах как помощник в учебе
Когда нужно запомнить большой объем информации, например, при подготовке к экзамену, можно использовать специфический аромат, который редко встречается в повседневной жизни. На экзамене необходимо снова воспользоваться выбранным ароматов. Это поможет активировать нейронные связи и легче вспомнить изученный материал.
Как феромоны работают в природе?
Феромоны — это биологически активные вещества без запаха как такового, которые выделяются железами внешней секреции — потовыми, сальными и половыми. Головной мозг трансформирует эти запахи в определенные импульсы, которые регулируют наше поведение
У животных феромоны играют важную роль в коммуникации и выживании.
- Феромоны иерархии. Определяют статус особи в группе. Альфа-самцы выделяют один тип ароматов, а более низкоранговые особи — другой. Запах указывает на лидера.
- Феромоны хоминга. Хоминг — чувство дома. Помогают животным находить дорогу домой. Даже если животное было увезено за тысячи километров, оно может вернуться, следуя за собственным запахом.
- Феромоны страха. Эти вещества предупреждают о надвигающейся опасности. Например, косули, заметив хищника, выделяют такие феромоны, которые другие особи воспринимают и начинают убегать еще до появления хищника.
- Видовые феромоны. Помогают животным различать «своих» и «чужих».
Духи с феромонами
Многие слышали про духи с феромонами, которые помогают привлекать противоположный пол. Но с научной точки зрения их эффективность весьма сомнительна. Феромоны воспринимаются специальным органом в носовой полости — вомероназальным органом Якобсона. Однако этот орган, будучи активным у многих животных, у человека практически не работает, в связи с атрофированием по мере эволюции.
Духи с феромонами, которые производятся в промышленных масштабах изготавливаются из веществ, полученных из сальных желез крупного рогатого скота. Такие феромоны могут быть распознаны только телятами, но никак не людьми. Поэтому их эффект — не более чем маркетинговый ход. Если духи с феромонами и работают, то исключительно благодаря эффекту плацебо: человек чувствует себя увереннее, что влияет на его поведение и реакцию окружающих.
Влияние феромонов на людей
Хотя у человека восприятие феромонов значительно снижено, их влияние сохраняется. Во время пубертатного периода феромоны играют роль в формировании привлекательности и выборе партнера. Они помогают оценивать генетическую совместимость и могут даже блокировать связь с неподходящим партнером. Однако с возрастом активность вомероназального органа снижается, как и восприимчивость к феромонам.