Доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры фундаментальной психологии и поведенческой медицины СибГМУ Анастасия Кошечко провела авторскую лекцию с элементами тренинга «Социально-психологическая адаптация и реинтеграция участников СВО в трудовой деятельности» для руководителей муниципальных образований Томской области.
В рамках лекции участники познакомились с основными компонентами и видами реинтеграции и социально-психологической адаптации в трудовой деятельности, особенностями психологического состояния участников СВО, возможностями построения индивидуальной карьерной траектории и стратегии личностного развития, освоили практические инструменты, которые помогут работодателям эффективно организовать работу команды.Тема лекции определяется ключевыми задачами, которые сейчас стоят перед российским обществом и которые в ближайшее время станут еще более острыми, потому что происходит возвращение участников СВО, в том числе в трудовую деятельность. Поэтому вопросы ресоциализации, реинтеграции являются максимально актуальными, так как есть необходимость восстановления связей, либо освоения новых навыков у людей, вернувшихся из зоны СВО.
И, конечно, эти изменения связаны с корректировкой, либо формированием новых мировоззренческих ориентаций, ценностей, навыков, моделей поведения
Со слушателями обсуждались структурные компоненты реинтеграции, актуальные форматы поддержки и специфика психологического состояния возвращающихся участников СВО. Эксперт проанализировала поведенческие особенности и различия психологической реальности в условиях военных действий и мирного времени, включая долгосрочные последствия для личности. Значительное внимание уделено проблеме личностного кризиса, стратегиям проживания кризисных ситуаций и необходимости выстраивания нового образа реальности в процессе реадаптации.
Лекция охватила влияние стрессовых факторов, симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и методы помощи в поиске жизненного вектора. Анастасия Кошечко представила поэтапную стратегию сопровождения: от диагностики до восстановления ценностно-смысловых основ профессиональной деятельности как личностного ресурса. Участники изучили принципы построения индивидуальных карьерных траекторий, необходимый состав специалистов-смежников и технологии формирования безопасной командной среды, способствующей личностной активности.
Практический блок включал освоение диагностических методик, инструментов мониторинга и апробацию методики оценки социальной креативности. Отдельно разобраны управленческие аспекты: применение метода «5 Почему?», SWOT-анализ проблем реинтеграции (ресурсы, слабые стороны, риски, возможности).
Руководители муниципалитетов проявили исключительную вовлеченность: активно задавали вопросы, интересовались практическими кейсами, а после лекции лично благодарили спикера за предоставленные рабочие инструменты.
Возникло ощущение общего поля включенности в решение этой задачи