Все новости
Эффективность в учебе и работе: эксперт СибГМУ рассказала, как можно влиять на свою память

Доктор медицинских наук, декан медико-биологического факультета Юлия Колобовникова объяснила, что из себя представляет человеческая память, как лучше запоминать информацию и какую роль в этом процессе играет сон.

Память — это совокупность процессов запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Она относится к высшей психической функции, поэтому не «живет» в какой-то конкретной структуре. Исключение — кратковременная память, так как сейчас уже известно, что за нее отвечает особая структура, которая называется гиппокамп, — она парная и залегает в глубине височных долей головного мозга. Там на уровне электрофизиологических процессов происходит оперативная память. 

Тренировать память — возможно. Любая клетка, которая вынуждена работать, постепенно наращивает количество митохондрий. 

Говоря о кофе и энергетиках, нужно учитывать, что во время работы клетка использует энергию, и когда она расходуется, накапливаются продукты распада, а именно — аденозин. Он взаимодействует со специальными рецепторами, и это сигнал, что клетка устала и нужно отдыхать. Кофеин закрывает эти аденозиновые рецепторы, и мы не получаем сигнала, что присутствует усталость. Мы продолжаем быть бодрыми и сконцентрированным, но это в краткосрочной перспективе, а в целом это вариант “займа” энергии у организма, что в дальнейшем может привести к истощению

— делится Юлия Владимировна 

В рабочие будни особенно важно уметь концентрировать свое внимание. Для этого необходимо следующее: человек должен быть физически здоров, мозг не должен быть переутомлен, отсутствуют значимые отвлекающие факторы, присутствует волевой контроль.  

У людей существует центр потребностей: от самых простых — физиологических до сложных, например, саморазвитие. Когда потребность удовлетворена, человек получает положительные эмоции. Высшие корковые центры постоянно выбирают, какую потребность нужно удовлетворить сейчас. Есть представление о том, что нейросети наших лобных долей отвечают за быстрые результаты, а теменная доля — за долгосрочные перспективы.  

Эта конкуренция между корковыми отделами приводит к тому, что один выбирает прогулку вместо изучения материала, а другой, у которого выражена волевая составляющая, несмотря на хорошую погоду продолжает обучение. При этом второй получает удовольствие через 3 недели, когда закрывает сессию на отлично и считает себя победителем. Важно это тренировать, проводить аутотренинги. Волевой контроль и характер — это то, что мы формируем в том числе самостоятельно

— объясняет эксперт

Процесс забывания естественен для человека, поэтому неактуальная или эмоционально незначимая информация не проявляется в нашем сознании. Также она может искажаться, даже если находилась в долговременной памяти, это называется когнитивные искажения, ложные воспоминания. 

Для того, чтобы что-то запомнить надолго, нужно соблюдение четырех условий: здоровое состояние организма, положительная или негативная эмоциональная значимость информации, отсутствие отвлекающих факторов, повторение. Лучше учить что-то три дня по часу, чем три часа подряд за один день.

Глюкоза — основной источник энергии для нейронов, причем они ее не запасают. Поэтому она значима, но важно то, откуда мы получаем глюкозу. Рекомендуют, например, темный шоколад, но избытка быстрых углеводов все же нужно избегать. Кроме глюкозы для памяти важны и все остальные составляющие: жиры, белки, пре- и пробиотики, антиоксиданты.  

Учить всю ночь с энергетиком нельзя, потому что эта ситуация может привести к состоянию истощения. Хотя во всех нас генетически заложено то, в какие часы мы наиболее активны: в утренние или вечерние, но ночью, конечно, нужно спать. Сон — это то, что работает с нашей памятью, он бывает медленноволновой и быстроволновой, и оба вида составляют один цикл, длящийся примерно полтора часа. В фазу медленного сна наш мозг работает в основном на очистку внутренних органов и на восстановление работы нейронов, при котором из них «удаляются отходы». А в фазу быстрого сна происходит консолидация информация, то есть ее переход из кратковременной памяти в долговременную, также уменьшается эмоциональная составляющая полученной информации. Если необходимо на утро произвести информацию качественно, то необходимо минимум 4,5 часа сна

— отмечает Юлия Владимировна

Переключение с одной деятельности на другую помогает в усвоении новой информации. Это могут быть прогулки, «витание в облаках», перекус, дневной сон не больше 20-30 минут. При этом отвлечение на социальные сети не подходит, так как через них тоже поступает информация, которая может сместить фокус внимания. 

В завершение Юлия Владимировна предложила рекомендации для подготовки к сессии. Для начала нужно оценить фронт работ, распланировать деятельность. При дальнейшей подготовке есть два варианта: идеальный и экстремальный. В первом случае у студента есть структурированные конспекты, ментальные карты и другой фундамент для подготовки, и тогда ему необходимо просто написать тезисные ответы на каждый вопрос, причем сделать это от руки для лучшего запоминания, а также эксперт советует учить вслух. В случае экстремальной подготовки после планирования нужно взять самый простой источник информации, фиксироваться на основных терминах и положениях, и по возможности также записать ответы в виде тезисов. А еще перед экзаменом нужно выспаться или просто поспать, поесть и в дальнейшем применять свои коммуникативные навыки по максимуму.