Все новости
«Человек года – 2022 в СибГМУ»: лучший молодой преподаватель Вера Иванова о работе со студентами

Одним из победителей конкурса СибГМУ «Человек года – 2022» в номинации «Лучший молодой преподаватель» стала кандидат биологических наук, доцент кафедры морфологии и общей патологии Вера Иванова. 

Вера Владимировна окончила медико-биологический факультет (специальность «Медицинская биохимия») СибГМУ в 2014 году. Свой трудовой путь начала на кафедре морфологии и общей патологии в 2013 году с должности заведующего Музеем общей патологии им. О.В. Курлова. В 2021 году вошла в число победителей университетского конкурса научно-технологических проектов как автор перспективного исследования.

- Вера Владимировна, расскажите, почему Вы решили связать свою жизнь с морфологией и общей патологией и преподаванием?

Кафедра морфологии и общей патологии стала моей любимой кафедрой с первого курса: меня увлекала дисциплина, мне нравились компетентные, интеллигентные и творческие преподаватели, атмосфера уюта в коллективе и в аудиториях. Мой базовый уровень по цитологии и гистологии был ниже, чем у одногруппников; микроскопировать до поступления в университет мне вовсе не доводилось. Это было одним из стимулов погрузиться в предмет, уделить ему особое внимание, чтобы быть с остальными на равных. Ничего особенного, правда?

Поворотным в выборе профессионального пути стало знакомство с моим будущим научным руководителем. Помню, что очень расстроилась, когда увидела на месте преподавателя аспиранта, вчерашнего выпускника – Ивана Васильевича Мильто. Мне казалось, что молодой преподаватель – это обязательно плохой преподаватель, неопытный специалист и педагог. Хватило десяти минут занятия, чтобы я поняла, как была неправа: Иван Васильевич детально, понятно и с огромной вовлеченностью подавал материал. Чувствовалось, что этот человек любит свою дисциплину, занимается своей работой с удовольствием. Его вовлеченность и интерес к предмету были заразительны! В этот день я сказала себе, что хочу так же любить свое дело. Я хочу взаимодействовать с людьми, которые вкладывают душу в работу, подходят к ней неформально.

На втором курсе моим преподавателем стала доктор медицинских наук, профессор Ирина Владимировна Суходоло – высококлассный специалист и человек глубокой души. Именно Ирина Владимировна поддержала мое желание попасть в студенческий научный кружок кафедры, помогла преодолеть стеснительность, придала уверенности в себе. И по сей день Ирина Владимировна готова выслушать каждого своего студента и рада помочь советом, мнением. Это душевное тепло, человечность – дорогого стоят. Работа в студенческом кружке кафедры морфологии и общей патологии закончилась написанием курсовой и дипломной работ, а после я поступила на мою любимую кафедру в аспирантуру.

- Что Вам нравится в работе со студентами?

Я люблю своих студентов. Я знаю, что в медицинский университет поступают только умные, смелые, трудолюбивые и неравнодушные ребята. Есть профессии не такие трудные и ответственные, как профессия врача, медицинской сестры, медико-биолога, провизора. Студенты медицинского университета хотят помочь людям сохранить здоровье и продлить жизнь, стремятся уменьшить страдания человека. Поэтому студенты-медики для меня по определению особенные.

Студенты – это молодость, жизнелюбие, красота и здоровье – поэтому невозможно не любить работу со студентами. Когда я захожу в группу, то из головы вылетают все посторонние мысли. Бумажная работа, сложности в научной работе, бытовые мелочи – на время занятия всего этого не существует. Эти ребята приходят ко мне всего раз в неделю, а ведь нам нужно так много успеть обсудить! Каждая студенческая группа не похожа на другую, поэтому даже когда мы с разными ребятами разбираем одну и ту же тему, мне не бывает скучно. Если ребята мотивированы на изучение дисциплины, то работа на занятии получается продуктивной, и тогда я чувствую эмоциональный подъем и удовлетворенность.

- Как и насколько часто Вы совершенствуете свои знания?

Несмотря на некоторый опыт преподавания, я готовлюсь, как и мои студенты, к каждому занятию. При этом каждый раз я ищу новый источник информации по теме. Всего знать невозможно, но постоянно углублять свои знания, следить за современными тенденциями развития дисциплины для преподавателя вуза необходимо. Наука сегодня развивается очень динамично. Неприемлемо ограничиваться знаниями по дисциплине, которые были актуальны 10 лет назад.

Если мне нужно погрузиться в детали темы, то я буду искать первичную информацию. Для морфолога один раз увидеть – точно лучше, чем сто раз услышать. Буду анализировать много разных источников, в которых изложена одна и та же проблема, но под разным углом, с разными акцентами. Учебники и научные статьи пишут люди. Мне, как преподавателю и исследователю, очень важно отделить факты от просто смелого предположения, гипотезы, точки зрения автора.

- Случается ли такое, что студенты ставят Вас в тупик своими вопросами?

Конечно, случается. Ведь у студента всегда свежий взгляд на тему, на него не давят научные авторитеты, его кругозор не зашорен. При кажущейся простоте это обычно очень глубокие вопросы, которые заставляют посмотреть на известную тему по-новому. Я всегда стараюсь ответить на вопросы студентов, показываю ход своих мыслей, аргументирую свою точку зрения, но честно признаюсь, что ответа я не знаю. Если вопрос стоящий, то я не забуду о нем, выйдя из учебной аудитории, а буду искать ответ и повышу свой профессиональный уровень. Дельные, интересные, проблемные вопросы задают студенты, которые погрузились в материал, в его суть. Очень благодарна студентам за подобные вопросы.

- Каковы Ваши секреты успеха как преподавателя?

Насколько я хороший преподаватель – решать моим студентам. Если мне удается зажечь интерес студентов к преподаваемой дисциплине, подбодрить их в сложные моменты, то только благодаря примеру моих учителей и коллег. Мне повезло учиться у лучших.

- Можно ли сказать, что Вы тоже чему-то учитесь у студентов? 

Я стараюсь прислушиваться к мнению студентов о проведенном занятии: было ли им интересно, понятно, полезно. Иногда такая обратная связь заставляет меня серьезно пересмотреть план занятия, образовательные технологии, мое видение проблемы. Постоянно учусь у студентов, у которых курирую научную работу. Не устаю удивляться их энергии, целеустремленности, смелости, трудолюбию, любознательности, оптимизму. Студенты – это мои источники вдохновения.

- Какой главный совет Вы дали бы своим студентам?

Учиться с удовольствием. Лишних и неинтересных знаний не бывает. Найдите каждому предмету время, постарайтесь изучать его не абстрактно, а выстраивать внутри- и междисциплинарные связи, когда возможно – сопоставлять с собственным опытом. Пользуйтесь своим положением студентов – не стесняйтесь задавать вопросы, если чего-то не поняли.

- Чем ещё Вы занимаетесь на кафедре?

В настоящее время я в эксперименте изучаю влияние преждевременного рождения на строение сердца, а также курирую научную работу нескольких студентов. Мой руководитель – и.о. заведующего кафедрой морфологии и общей патологии, доктор биологических наук, доцент Иван Васильевич Мильто привлекает меня к очень интересной работе – пополнению коллекции препаратов сравнительной морфологии позвоночных. 

Я люблю свою кафедру. Приглашаю студентов, которые не учатся на кафедре морфологии и общей патологии, хоть раз на ней побывать. Просто пройдя по коридору, вы сможете познакомиться с историей кафедры, научными направлениями преподавателей и студентов кафедры, с историческими микроскопами и микротомами, коллекцией скелетов позвоночных, а также с внештатным сотрудником кафедры – шиншиллой Шуней.