Одним из победителей конкурса СибГМУ «Человек года – 2022» в номинации «Лучший изобретатель» стал кандидат медицинских наук, доцент кафедры медицинской и биологической кибернетики, эксперт Центра клинических исследований, ведущий научный сотрудник научно-образовательной лаборатории «Бионические цифровые платформы» Иван Толмачёв.
Иван Владиславович в 2005 году окончил СибГМУ по специальности «Медицинская кибернетика». В 2012 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Функциональные взаимоотношения системы мать-плод в третьем триместре беременности в раннем неонатальном периоде». В общей сложности работает в Сибирском государственном медицинском университете 17 лет.
С чего начался Ваш путь в научную деятельность?
Если честно, то в школе я был не самым лучшим учеником, меня интересовала только биология и математика. Интерес к научной деятельности появился только в университете, благодаря моему научному руководителю, кандидату технических наук, первому заведующему кафедрой медицинской и биологической кибернетики Якову Семеновичу Пеккеру. Яков Семенович был замечательным педагогом и специалистом в сфере науки и образования.
Вы являетесь ведущим научным сотрудником лаборатории «Бионические цифровые платформы». Расскажите, на что направлена деятельность команды?
Междисциплинарная команда под моим руководством специализируется на системах поддержки принятия врачебных решений и занимается разработками в области медицинской электроники и медицинского программного обеспечения. Мы понимаем, что нужно для медицины и как это сделать.
В нашей лаборатории представлены специалисты из всех смежных областей: медицинская электроника, медицинская кибернетика, медицинский искусственный интеллект, медицинское материаловедение, дизайн медицинский устройств. Наши идеи превращаются в изделия, которые доходят до экспериментальных образцов с перспективой промышленного распространения.
Так, например, на данный момент мы проводим работу над мобильной системой для томографии, которая позволяет визуализировать органы ткани в динамике для задач интенсивной терапии и операционного мониторинга.
Также мы помогаем студентам воплотить их научные инициативы в жизнь и проводим обучение. Я горжусь своей командой, такого сплоченного коллектива на территории Томска и даже России найти очень сложно.
Как происходит работа со студентами?
Мы помогаем студентам придумать и реализовать их научные идеи. Некоторые обучающиеся приходят со своими инициативами, где есть четкий план. Кому-то нужен просто совет от опытного наставника, а кто-то хочет стать участником масштабного проекта. Наша команда рада всем студентам, мы всегда находим время для общения со всеми желающими.
Под руководством команды реализовывается проект студентов СибГМУ «Программный комплекс для диагностики нарушений двигательного стереотипа в голеностопном суставе».
Участники занимаются проектированием 3D-моделей специальных ортопедических стелек, которые помогут на ранних стадиях корректировать стопу ребенка, а взрослым — оказывать паллиативную помощь, позволяя поддерживать осанку. Программное обеспечение предполагает изготовление стелек на основе индивидуальных параметров пациентов, полученных в динамике. Большую часть проекта ребята делали сами, чем мы гордимся.
Вы упомянули про обучение. Расскажите про это поподробнее.
На базе нашей лаборатории разрабатываются курсы дополнительного профессионального образования. ДПО охватывает важные для специалистов предметы, такие как: искусственный интеллект в медицине, медицинские данные, жизненный цикл медицинских изделий, бюрократические проблемы, связанные с созданием новых медицинских технологий.
Мы проводим занятия не только для студентов, но и для медицинских работников. У участников курсов формируются необходимые компетенции, но дальнейшее обучение зависит от самого человека и от его стремления к новым знаниям.
Если у Вас свободное время? Если да, то как Вы его проводите?
В свободное время провожу время с семьей и домашним питомцем — японским шпицем. Мы отдыхаем на даче или гуляем на свежем воздухе. Чтобы поднять себе настроение и посмеяться от души — смотрю сериал «Доктор Хаус». На мой взгляд в сериале показаны интересные клинические задачи, но с точки зрения практики — это фантазии.
У меня появилась теория, что некоторые студенты, которые приходят с сумасшедшими идеями, пересмотрели «Доктора Хауса» и готовы решать все проблемы человечества.
Что Вы посоветуете будущим молодым ученым?
Самое главное — не бояться трудных задач, видеть в своей работе какую-то практическую пользу и понимать, что медицина — это сложно не только с точки зрения науки, но и с точки зрения реализации своих идей. Нужно быть готовым к тому, что процесс реализации может быть долгим и с множеством препятствий.