Все новости
«Человек года-2021 в СибГМУ»: Михаил Белоусов об экспедиционной работе на Дальнем Востоке и своих принципах работы преподавателем

Одним из победителей конкурса СибГМУ «Человек года» в номинации «Преподаватель года» стал доктор фармацевтических наук, профессор, заведующий кафедрой фармацевтического анализа Михаил Белоусов.

Михаил Валерьевич окончил фармацевтический факультет ТМИ в 1986 году. После окончания обучения стал ассистентом кафедры повышения квалификации по фармации ТМИ и параллельно учился в заочной аспирантуре при кафедре фармакогнозии. Занимал должность профессора кафедры химии СибГМУ, а после — заведующего кафедрой фармации факультета повышения квалификации. Сегодня Михаил Белоусов заведует кафедрой фармацевтического анализа СибГМУ.

Вместе с доктором химических наук, профессором Мехманом Юсубовыми и доктором фармацевтических наук Артемом Гурьевым открыл в СибГМУ лабораторию инновационных фармацевтических технологий, ставшей предтечей Центра внедрения технологий СибГМУ, лицензированного Минпромторгом по требованиям GMP фармацевтического производства, позволяющего нарабатывать опытные партии лекарственных препаратов для доклинических и клинических исследований.

Является руководителем стратегической академической единицы «Перспективные лекарственные средства и технологии». Руководитель стратегического проекта «Таргетная тераностика» программы развития «Приоритет 2030».

— Расскажите о своём профессиональном пути? С чего он начался?

Я начал заниматься научной работой после второго курса. Тогда у меня появилась возможность поехать в экспедицию на Дальний Восток. Туда требовались студенты для полевых экспедиционных работ в летний период. Так в 1982 году меня и ещё нескольких студентов отправили от кафедры фармакогнозии с курсом ботаники во Владивосток в лабораторию высших растений ДВНЦ РАН в качестве полевых лаборантов. В течение трёх месяцев мы работали на Камчатке в Кроноцком заповеднике. Это был незабываемый опыт, после которого мне было трудно представить себя без экспедиций и научных исследований. Поэтому совместно с сотрудниками биолого-почвенного института ДВНЦ РАН я почти ежегодно в 80-х годах занимался сбором сырья и гербарного материала для фармакогностических исследований на Камчатке, Курилах и Сахалине.

 — Как и почему Вы выбрали фармацию и преподавательскую деятельность?

Если честно, в детстве я мечтал стать водителем хлебной машины. О фармацевтическом факультете и не думал. Хотел заниматься чем-то творческим — быть скульптором, писать стихи и сочинять музыку. Выбрать фармацевтический факультет мне настоятельно порекомендовала мама — она занималась изучением лекарственных растений и хотела видеть меня преемником своих знаний. После поступления в Томский медицинский институт я продолжил заниматься творчеством — вместе с друзьями с факультета организовали творческий музыкально-театральный клуб «Пикант», сочиняли песни, ставили фарсовые спектакли, выступали в вузах Томска. Жили интересно. На всё хватало времени и сил. Студенческие годы, в силу энергии молодости и свойственному молодости идеализму и максимализму, остаются самыми яркими в моей жизни. Цвета, звуки, запахи, все ощущения и эмоции остры и насыщены. Это здорово!

Преподавать начал сразу после окончания вуза. Изначально занимался последипломным образованием, работал с выпускниками, приезжавшими со всего Советского союза на курсы усовершенствования. Был младше их всех минимум на пять лет. Пытался казаться важным и строгим. Долгое время это было основной моей профессиональной специализацией. Также приходилось читать лекции студентам и руководить полевой практикой, когда сам учился в заочной аспирантуре на кафедре фармакогнозии с курсом ботаники.

— Что для вас самое важное в преподавании?

В процессе преподавания меня в первую очередь интересует трансляция науки в образовательный процесс. Хочется, чтобы обучение имело индивидуальные научно-образовательные траектории. Мне интересна передача тех знаний, которые формируются в момент экспериментального научного поиска и проверки гипотез, а также, что очень важно, исторически сложившихся положений, которые часто не воспроизводятся при корректной экспериментальной экспертизе.

Миссия, которую я хочу реализовывать, — это формирование междисциплинарной творческой команды молодых людей, которые хотят разобраться в причинах явлений, не довольствуются тем, что есть в общих стандартах, а хотят формировать новые знания.

— Вы помните своё студенчество? Каким студентом Вы были?

Сначала я был большим разгильдяем. Был период, когда хотел бросить учёбу и заниматься литературой, музыкой и театром. Ушёл в академотпуск, поработал грузчиком и… передумал. Со временем я смог организоваться так, что творческие и научные процессы шли в моей жизни параллельно. Всё зависит от внутренних установок человека. Когда мы гармонизируемся сами с собой и сами строим свою жизнь, всё начинает получаться.   

— Какие принципы работы у Вас выработались за годы работы в СибГМУ?

Главный принцип — важно заинтересовать слушателя. Нужно не просто дать ему информацию, а зародить в нем интерес, чтобы он хотел узнавать больше.

— А как заинтересовать слушателя?

Через собственную заинтересованность. Нужно транслировать собственное отношение к процессу. Если самому человеку интересно то, о чём он говорит, то он сможет заинтересовать и окружающих.

— Что радует и мотивирует больше всего в преподавательской деятельности?

Мотивирует и привлекает возможность поделиться тем, что знаешь и что тебе интересно. Мне нравится формировать междисциплинарные команды людей, которые вместе могут решать различные вопросы. При этом важно предоставить участникам определённую свободу и обозначить правила, по которым работает команда.

— Чем Вы увлекаетесь, занимаетесь в свободное время?

У меня много хобби. Последние годы летом я участвую в сплаве по горным рекам с замечательным коллективом профессионалов и парой таких же чайников как я. Люблю рыбалку. Очень большое место в моей жизни занимает музыка. А больше всего я люблю общаться со своими детьми. Мне интересна музыка моего старшего сына, он хороший музыкант и композитор. Нравится, как профессионально растет мой средний сын – педиатр, он очень ответственно и серьезно относится к своим маленьким пациентам. А младшие – их четверо от 6 до 15 лет – своим жизнелюбием, индивидуальностью и эмоциональной открытостью. И если подумать, то, наверное, моё главное увлечение в этой жизни — сама жизнь, с удачами и неудачами, со взлетами и падениями, приобретениями и потерями. Вся, какая есть.