Одним из победителей конкурса СибГМУ «Человек года-2022» в номинации «За профессионализм и экспертность» стал доктор медицинских наук, профессор кафедры патологической анатомии, заведующий патологоанатомическим отделением клиник СибГМУ Сергей Вторушин.
Сергей Владимирович с отличием окончил педиатрический факультет СибГМУ в 2002 году. Обучался в клинической ординатуре на кафедре патологической анатомии по специальности «Патологическая анатомия». С 2004 года работает на кафедре патологической анатомии СибГМУ, параллельно совмещая преподавательскую деятельность с работой врача-патологоанатома. За это время Сергей Вторушин прошел карьерный путь от ассистента до профессора кафедры. С 2010 года является заведующим отделением патологической анатомии клиник СибГМУ. В течение пяти лет занимал должность проректора по внеучебной работе и социальной политике СибГМУ.
— Сергей Владимирович, расскажите, почему Вы выбрали для себя медицину и специальность врача-патологоанатома?
Это было какое-то внутреннее желание. Несмотря на то, что у нас в семье не было врачей, интерес к медицине в моей жизни присутствовал всегда.
Изначально я не планировал становиться врачом-патологоанатомом. Во время учебы в университете занимался научной работой у профессора Владимира Михайловича Перельмутера и после распределения устроился работать ассистентом на кафедру нашего университета, где и продолжил свою научную и педагогическую деятельность.
— Чем Вас привлекла патологическая анатомия?
С одной стороны, это фундаментальная наука, которая позволяет понять механизмы проявления заболевания, а с другой — реальная врачебная деятельность в виде прижизненной диагностики, постановки диагноза и помощи в лечении пациентов. Это симбиоз науки и практики, который ежедневно присутствует в нашей работе.
— Помимо лечебной работы, Вы занимаетесь научной и преподавательской деятельностью. Какое направление для Вас является ключевым?
Наверное, на сегодняшний день я прежде всего врач, а уже потом ученый и преподаватель. Хотя стараюсь ежедневно уделять время всем трем аспектам деятельности, поэтому по времени диагностика, преподавание и научная работа занимают примерно равные части.
— Если говорить о научной деятельности, то какова сфера Ваших научных интересов?
Мои научные интересы связаны с работой научного коллектива кафедры патологической анатомии и нашего тесного многолетнего сотрудничества с НИИ онкологии. Мой ключевой научный интерес — молекулярная патология и патологическая анатомия опухолей, их связь с прогнозом заболевания и прогрессией злокачественных опухолей и чувствительностью к проводимому лечению.
— Профессия врача-патологоанатома является неизвестной для большинства людей, не связанных с медициной, поэтому с ней связано множество мифов. Расскажите, чем занимается врач-патологоанатом?
У врача-патологоанатома есть два основных раздела работы — прижизненная и посмертная диагностика. Прижизненная диагностика занимает около 90% объема работ, посмертная — около 10%. Процентное соотношение может различаться в зависимости от профиля отделения.
Когда мы говорим о прижизненной диагностике, то речь идет об изучении гистологических образцов, которые были получены от пациентов во время различных хирургических и диагностических манипуляций. Патологоанатом детально изучает материал, если есть необходимость — дополняет другими методами исследованиями, чтобы поставить правильный диагноз. Установленный правильный диагноз позволяет онкологам и другим специалистам назначить соответствующее современное лечение. Во время посмертного исследования врачи-патологоанатомы изучают причины и механизмы смерти, оценивают адекватность и своевременность проведенного лечения.
— Какой самый странный стереотип о своей профессии Вы слышали?
Самый распространенный стереотип — что работа патологоанатома связана только со вскрытием тел и работой в морге. Как правило люди не знакомы с той частью профессии, которая связана с прижизненной диагностикой.
На мой взгляд, патологоанатомы — это высоко эрудированные специалисты, которые широко ориентированы во многих сферах медицины. Это связано с тем, что прежде чем принять решение о постановке диагноза, мы должны изучить много литературы смежных специальностей, иногда обсудить клинический случай в рамках междисциплинарного консилиума с хирургами, онкологами, гинекологами, химиотерапевтами и другими специалистами, чтобы прийти к постановке диагноза. Сейчас патологическая анатомия очень сильно изменилась. Это современная наука, где внедряются новые методы, которые позволяют на молекулярном уровне исследовать патологические процессы.
— Как сильно изменилась профессия врача-патологоанатома?
Мне кажется, за последние 20 лет произошел колоссальный прорыв в онкологии, молекулярной патологии, генетике, что напрямую влияет на развитие профессии врача-патологоанатома. С появлением новых методов исследования и диагностики наша специальность становится все более интересной. Если раньше мы могли говорить только о подтипе опухоли, то сегодня перед патологами стоят задачи по идентификации таргетных мишеней для назначения более современного лечения, которое позволит продлить жизнь пациенту. Для этого требуется использование разных технологий — начиная от обычной иммуногистохимии и заканчивая работой генетика, который может определить мутации в опухоли, что поможет подобрать более персонализированное лечение. Это подогревает большой интерес к направлению, в том числе и у молодых патологоанатомов, которые только пришли в специальность.
— Профессия врача-патологоанатома часто бывает привлекательна для абитуриентов. Какие нюансы должен знать человек прежде чем выбрать патологическую анатомию в качестве своей профессиональной сферы?
Я думаю, что если человек, будучи абитуриентом, хочет быть патологоанатомом, то, скорее всего, ему рано говорить о патологической анатомии. Чтобы понять, твоя ли это специальность, нужно более детально познакомиться с дисциплиной. На этапе первого курса и абитуриента это сложно сделать. Выбрать для себя сферу деятельности в медицинском университете не всегда легко, иногда даже студенты шестого курса не могут сделать выбор.
Студенты лечебного и педиатрического факультетов знакомятся с курсами общей и частной патологической анатомии на третьем курсе. На четвертом курсе начинается цикл клинической патологической анатомии, где речь идет о практической составляющей деятельности врача-патологоанатома и о правовых аспектах патологоанатомических исследований на территории Российской Федерации.
Обычно патологическую анатомию выбирают студенты, которые прошли учебный курс и чем-то заинтересовались. Они получили опыт освоения предмета и поняли, что хотят изучить какой-то аспект заболевания. Как правило, это происходит на 3-4 курсе.
— Работу врача-патологоанатома можно назвать опасной?
Определенный риск существует. Во многих учреждениях сотрудники патологоанатомических отделений получают выплаты за вредность, так как их работа непосредственно связана с контактом с органами и кровью, которые могут быть источником инфекционных возбудителей. Несмотря на то, что работа всегда проводится в средствах индивидуальной защиты, риск все же остается. Также есть химический фактор, который особенно актуален для младшего персонала в процессе приготовления гистологических препаратов.
— Что Вас привлекает в Вашей специальности как ученого и как врача?
Как врача — безусловно, то, что каждый случай не похож на предыдущий. Часто это не рутинные задачи. Иногда я смотрю очень сложный материал, который мне присылают как эксперту. Добраться до истины бывает сложно, но интересно.
Если говорить с позиции ученого, то, наверное, самое интересное — это то, что нужно найти фундаментальный механизм или основу для объяснения клинических особенностей заболевания. Результаты изучения многих редких заболеваний из клинической практики мы опубликовали в виде научных статей.
— Насколько сложно, в том числе эмоционально, работать врачом-патологоанатомом?
Я думаю, не труднее чем представителю любой другой лечебной специальности. Везде есть свои трудности и высокая доля ответственности, так как в наших руках жизни пациентов.
— Помимо работы преподавателем, Вы взаимодействовали со студентами как проректор по внеучебной работе и социальной политике СибГМУ. Что Вы можете сказать о современных студентах? Какие они?
Студенты изменились, и нельзя сказать, плохо это или хорошо. Это просто новое поколение с другими запросами. Наверное, я им даже немного завидую — сейчас у них больше возможностей в плане реализации себя в университете в учебной, научной и внеучебной деятельности, чем было раньше.
— Что Вы считаете своим главным достижением?
Наверное, для меня самое главное достижение — это обратная связь от тех, с кем я работаю. Коллеги высоко оценивают мою работу, а студенты довольны лекциями и практическими занятиями.
— Как при такой большой нагрузке Вы все успеваете?
На самом деле времени не всегда хватает и не всё получается так, как я планирую. Но могу сказать по своему опыту — чем больше задач существует, тем эффективнее получается их решать. Хотя не всегда многозадачность — это универсальный инструмент. Для любого жителя города в любой точке мира время — ценный ресурс, которым нужно научиться распоряжаться и расставлять приоритеты.
— Какой совет Вы могли бы дать студентам?
Быть врачом — огромный труд. Если хочешь быть хорошим, грамотным и высококвалифицированным специалистом, нужно практически ежедневно изучать новое в рамках не только своей, но и смежных специальностей. Как только ты остановишься на небольшое время, то уже отстанешь от современных реалий. Работа врача — это постоянная учеба.
— Остается ли у Вас свободное время?
Практически нет, так как иногда в свободное время я читаю научную литературу, готовлю лекции и презентации, доклады на конференции. Но если появляется, то стараюсь посмотреть интересный фильм или прочитать книгу. Хотелось бы выделить время и начать учить третий иностранный язык.