Кандидат филологических наук, доцент кафедры латинского языка и медицинской терминологии, доцент кафедры иностранных языков Татьяна Васильева стала победителем конкурса СибГМУ «Человек года-2023» в номинации «Лучший молодой преподаватель».
Преподаватель — просто работа или нечто большее? Что самое приятное в профессии? Как стать для студентов «лучшим» и получить их расположение? На эти и другие вопросы Татьяна Васильева ответила в небольшом интервью.
Татьяна Александровна, расскажите о своем карьерном пути. Как долго Вы работаете в СибГМУ?
Я закончила филологический факультет Томского государственного университета, там же прошла обучение в аспирантуре по направлению «Русская литература». Это было непростое начало моего профессионального роста, наполненное участием в научных проектах, конференциях, работой в исследовательской лаборатории при родном факультете в должности младшего научного сотрудника. После успешной защиты кандидатской диссертации я почувствовала некоторую усталость от насыщенной университетской жизни. Сейчас я понимаю, что это был закономерный и даже необходимый этап моего карьерного пути. Периоды подъема нередко сменяются периодами спада и наоборот.
В стенах Сибирского государственного медицинского университета я работаю с 2016 года на кафедре латинского языка и медицинской терминологии и третий год помогаю нашим иностранным студентам осваивать русский язык на кафедре иностранных языков.
Почему выбрали для себя эту специальность? Как попали в профессию?
На самом деле я с детства мечтала быть учителем. Любимой игрой была игра «в школу», чуть реже затевались игры «в доктора». Для второй неизменными атрибутами выступали детский набор медицинских инструментов и белый халат, подаренный двоюродной бабушкой, работающей терапевтом. Признаться, «выписывать рецепты» мне нравилось больше, чем «лечить». Так случилось, что обе мечты сбылись — преподаю в медицинском университете.
Выбор СибГМУ оказался случайным, но удачным. У нас лучшие студенты. Мы работаем с ребятами, имеющими самые высокие и благородные цели — сохранение здоровья и спасение жизни людей.
Как Вы считаете, преподаватель — это призвание или то, чему можно обучиться?
Хороший вопрос, нередко задумываюсь об этом и в последнее время все чаще прихожу к выводу, что быть преподавателем — это призвание и даже особый образ жизни.
Теоретически, любой человек при наличии определенного уровня образования и достаточного объема практики сможет грамотно донести информацию до воспринимающего сознания. Но все же преподавание — это нечто большее, то, что невозможно свести лишь к сухой передаче информации. Этот процесс должен быть «подсвечен» любовью к своему делу, только тогда это будет иметь результат. Мы не просто передаем знания, мы воспитываем своих учеников, направляем, укрепляем их веру в собственные силы. Это большая ответственность! А студентов первого курса еще и учим учиться!
Расскажите, что для Вас самое сложное и самое приятное в профессии?
Никаких особых сложностей в своей профессии я не испытываю. Конечно, на любой работе мы сталкиваемся с какими-то трудностями, этого невозможно избежать. Но мне нравится решать рабочие вопросы, преодолевать проблемные ситуации, если таковые возникают. Это необходимый опыт для движения вперед.
А вот приятных моментов в моей работе множество. Приятно заходить в аудиторию и видеть знакомые лица ребят. Приятны и ценны результаты работы — их положительные оценки, призовые места на конференциях и студенческих олимпиадах. Приятны слова благодарности после завершения курса и разочарованное «а латинского на следующий год не будет?». Все маленькие и большие благодарственные письма, записки, открытки, рисунки, фотографии групп, подаренные студентами, я складываю в специальную папку и бережно храню. Наконец, невероятно приятно, когда спустя год, два и даже после завершения учебы ребята приходят в родной корпус и делятся своими смешными и грустными историями, мечтами и достижениями.
Есть ли у Вас собственные методы, как расположить студентов к себе?
Единственный, самый естественный и работающий метод — искренний интерес к делу и ученикам. Каждый год я обучаю около двухсот студентов, я знаю имя каждого, каждый мне интересен как личность: кто-то занимается спортом, кто-то волонтерством в приюте для бездомных животных, кто-то мечтает о спортивном байке, кто-то пишет стихи или играет в любительском театре, кто-то занимается мыловарением, кто-то умеет варить борщ, продолжать можно бесконечно. Студенты ценят внимание и искреннее отношение к себе и, как правило, платят тем же.
Как Вы считаете, какими качествами должен обладать преподаватель медицинского университета?
Скажу банальные вещи: он должен быть профессионалом в своей области, постоянно учиться и совершенствоваться, должен мудро сочетать умеренную строгость и требовательность с долей эмпатии. Хорошее чувство юмора тоже не помешает.
Есть ли у Вас хобби? Чем Вы любите заниматься в свободное время?
В силу специфики профессии у меня не так много свободного времени. Я стараюсь проводить его с близкими людьми. Помимо этого, в свободное время я с удовольствием читаю. Предпочитаю настоящие бумажные книги, электронной пользуюсь только в дороге. Мне нравится зарубежная классика девятнадцатого века, она здорово гармонизирует сознание. Неравнодушна к жанру исторического детектива как в литературе, так и в кино.
Со времен студенчества моим хобби являются танцы. Я пробовала себя в разных направлениях: от классической хореографии до аргентинского танго. Долгое время увлекалась историко-бытовым танцем. Это целая маленькая эпоха моей жизни, наполненная не только будничными тренировками, но и выступлениями, костюмированными балами. Сейчас я занимаюсь латиноамериканскими танцами. В танцевальном классе на время теряешь связь с внешним миром, отключаешься от проблем и забот. Это улучшает настроение и поднимает жизненный тонус.