Все новости
100 лет исполнилось со дня рождения заведующего кафедрой психиатрии Томского медицинского института Евсея Красика

21 апреля исполняется 100 лет со дня рождения профессора Евсея Давидовича Красика, основателя томской школы психиатров по реабилитации психически больных, 26 лет возглавлявшего кафедру психиатрии Томского медицинского института.

Родился Евсей Давидович в 1924 году в городе Гомель Белорусской ССР в семье рабочего.

В 1941 году с отличием окончил среднюю школу и поступил в Новосибирский институт военных инженеров транспорта. В августе 1942 года добровольцем ушел в Красную армию. После окончания Томского артиллерийского училища в 1943 году направлен в действующую армию, прошел путь от Курска до Кенигсберга. Был ранен, контужен, награжден тремя боевыми орденами и медалями.

После демобилизации в 1946 году с отличием окончил Ивановский медицинский институт.

В течение 15 лет работал главным врачом Рязанского психоневрологического диспансера, главным психиатром Рязанской области. Совмещая практическую и научную деятельность, в 1958 году защитил кандидатскую диссертацию "Данные о влиянии инсулина и физиологию сна на фагоцитарную активность лейкоцитов в норме и при некоторых психиатрических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, хронический алкоголизм)". Одним из первых в стране занимался крупномасштабным эпидемиологическим исследованием психических заболеваний, разрабатывал типологию ремиссий при шизофрении, результаты исследования обобщил в докторской диссертации "Эпидемиологическая характеристика шизофрении и организация ее внебольничной терапии: по материалам Рязанской области", которую защитил в 1968 году.

С 1967 по 1993 годы заслуженный врач РСФСР Евсей Давидович Красик заведовал кафедрой психиатрии ТМИ.

С 1982 года он по совместительству старший научный сотрудник Сибирского филиала Всесоюзного научного центра психического здоровья АМН СССР.

С 1986 по 1994 год руководитель отдела эпидемиологии НИИ психического здоровья ТНЦ АМН СССР (затем РАМН).

В период работы в ТМИ провел организационную перестройку психиатрической службы в Томской области, разработал и внедрил методику индивидуальной реабилитации психически больных.

В 1973 году по его инициативе в Томске впервые в стране было создано научно-практическое объединение психиатров, фактически существовавшее с конца 60-х годов, объединившее психиатрическую больницу и кафедру психиатрии, а после открытия в 1980 году НИИ психического здоровья СО РАМН реорганизованное в Томское научно-учебно-практическое объединение психиатров.

Занимался клинически-эпидемиологическими исследованиями психических заболеваний в Сибири и на Дальнем Востоке, разработкой эффективных программ их профилактики, а также созданием методов реабилитации больных.

Основатель известной в стране и за рубежом томской научной школы психиатров по реабилитации психически больных, готовящей высококвалифицированные врачебные кадры.

Евсей Давидович был научным руководителем Томской психиатрической больницы, Республиканского научно-методического центра реабилитации психически больных, экспертом Всемирной организации здравоохранения по проблемам реабилитации и эпидемиологии психически больных, председателем Томского областного общества психиатров.

В 1988 году возглавлял психиатрическую службу России по ликвидации последствий спитакского землетрясения.

На базе кафедры психиатрии ТМИ под его руководством проводились всесоюзные и республиканские научно-практические конференции и школы-семинары.

Является автором 317 печатных работ, в том числе 18 монографий, 16 методических пособий.

Ему принадлежит 17 рационализаторских предложений.

Подготовил 40 кандидатов и 5 докторов наук. Среди его учеников доктора медицинских наук А.И. Потапов, М.И. Петров, В.Б. Миневич, П.П. Балашов, Г.В. Логвинович, И.А. Артемьев, А.В. Семке.

Евсей Давидович Красик писал: «Больной, который доверяет врачу свое здоровье и жизнь, не заказчик в ателье. Врач, к которому за помощью обратился пациент, не просто обслуживает, он служит больному человеку. Служение больным требует от врача более значимых морально-этически принципов: глубокого гуманизма, сопереживания, творческого научно-клинического подхода».